19 мая ‘19, Воскресенье

Вместо потепления климата миру грозит ледниковый период

Российские ученые вывели новую формулу циклов солнечной активности, из которой следует, что уже в середине нынешнего столетия на Земле может начаться малый ледниковый период.

Об этом говорится в статье астрофизиков из Научно-исследовательского института ядерной физики имени Скобельцына при МГУ, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Ученым давно известно, что на Солнце наблюдаются 11-летние циклы активности – к концу каждого цикла интенсивность солнечного излучение снижается, что совпадает с уменьшением числа пятен на Солнце. Авторы работы проанализировали три таких цикла, которые были зафиксированы астрономами в 1976-2009 годах.

На основе полученных данных исследователи создали модель поведения магнитного поля Солнца. Вычисления показали, что примерно каждые 90 лет число пятен на Солнце падает вдвое, а каждые 350-400 лет оно уменьшается на несколько порядков. Последний раз такое происходило между 1645 и 1715 годами, когда астрономам удалось разглядеть на Солнце всего около 50 пятен вместо ожидаемых 40-50 тысяч (так называемый минимум Маундера).

Интересно, что минимальное число пятен пришлось на самый пик малого ледникового периода, когда Европа столкнулась с неслыханными холодами (например, в это время замерзали пролив Босфор и Адриатическое море). Модель циклов солнечной активности, построенная авторами статьи, хорошо предсказала это и другие климатические события последних 800 лет, включая рост интенсивности солнечной радиации в XX веке.

Кроме того, ученые вычислили, как будет вести себя Солнце в течение ближайших 1200 лет. Оказалось, что уже к середине XXI века нынешний 350-летний цикл солнечной активности подойдет к концу, а количество пятен на Солнце будет таким же небольшим, как во время минимума Маундера. Если эти вычисления верны, то в ближайшем будущем Землю вместо потепления климата ожидает очередной малый ледниковый период.