20 апреля ‘19, Суббота

Ученые впервые разглядели у динозавров кровеносные сосуды

Ученые впервые показали, что в окаменевших останках динозавров сохраняются кровеносные сосуды. В ископаемом состоянии от сосудов остаются белки, которые входили в состав их стенок.

Об этом говорится в статье американских ученых из Университета Северной Каролины, опубликованной в журнале Journal of Proteome Research.

В последнее время появляется всё больше свидетельств, доказывающих, что даже в самых обычных окаменевших костях динозавров могут сохраняться различные микроструктуры. Например, в этом году ученые извлекли из когтя хищного динозавра эритроциты. На этот раз исследователи выяснили, что в окаменелостях присутствуют не только сами клетки крови, но и кровеносные сосуды, по которым они циркулировали.

Объектом исследования стали кости конечности утконосого динозавра Brachylophosaurus, найденного в США. Ученые деминерализовали небольшой фрагмент кости и обнаружили там структуру, напоминающую сеть кровеносных сосудов. Чтобы доказать, что она не является биопленкой бактериального или грибного происхождения, авторы статьи проанализировали ее с помощью масс-спектрометрии и иммунофлюоресценции.

Выяснилось, что структура содержит тот же набор белков, который имеется в стенках кровеносных сосудов птиц, потомков динозавров. Особенно многочислен там миозин - мышечный белок, входящий в состав гладкой мускулатуры. Следовательно, 80 миллионов лет, прошедшие с момента смерти динозавра, не помешали тому, чтобы он сохранился.

«Наше исследование - это первый в истории науки прямой анализ кровеносных сосудов вымершего организма, он позволяет нам понять, какие разновидности белков и тканей могут сохраняться и как они изменяются при переходе в окаменевшее состояние», -- рассказал Тим Клелэнд, соавтор статьи. Напомним, недавно палеонтологи также разглядели меланосомы в покровах ихтиозавра.