28 марта ‘24, Четверг

Во Франции найден юрский рачок с глазами стрекозы

Палеонтологи в деталях изучили строение сетчатки большеглазого рачка юрского периода, найденного во Франции. Оказалось, что он был одним из самых зорких членистоногих в истории.

Об этом говорится в статье французских ученых, опубликованной в журнале Nature Communications.

Как известно, большинство членистоногих, к которым относятся насекомые, раки и паукообразные, обладают сложными глазами, состоящими из отдельных структурных элементов - омматидиев. Долгое время считалось, что в ископаемом виде «начинка» таких глаз не сохраняется, однако авторы статьи показали, что иногда это всё же возможно.

Внимание ученых привлекли рачки Dollocaris, принадлежащие к вымершему классу Thylacocephala. Они были найдены в юрских отложениях Франции возрастом около 160 миллионов лет. Когда исследователи сделали поперечные срезы огромных глаз, занимавших примерно четверть длины тела рачков, они обнаружили там окаменевшие омматидии в отличном состоянии.

Оказалось, что клетки сетчатки у Dollocaris были объединены в розетки по 4-5 штук, в центре которых находилась зрительная палочка – рабдом. Сверху розетки были покрыты хрустальным конусом и внешней шестиугольной линзой-фасеткой. Аналогичным образом омматидии устроены и у современных членистоногих, однако такие тонкие детали строения никогда не удавалось разглядеть у ископаемых организмов.

Каждый глаз Dollocaris включает около 18 000 омматидиев, что делает рачка одним из самых зорких членистоногих. Большим количеством омматидиев (около 30 000) могут похвастаться только стрекозы – для сравнения, у богомолов их около 9000. Кроме того, угол между оптическими осями омматидиев (чем он меньше, тем лучше зрение) составляет у Dollocaris всего один градус – меньше этот показатель только у некоторых стрекоз (0,24 градуса).

Открытие доказывает, что Dollocaris был активным хищником, полагавшимся на визуальные стимулы, который плавал в хорошо освещенных водах. Напомним, недавно ученые доказали, что ракоскорпионы, самые крупные членистоногие в истории Земли, были подслеповаты и не могли ловить быстро движущуюся добычу.