24 апреля ‘24, Среда

Взрывы сверхновых загрязнили Землю радиоактивным железом

Ученые обнаружили в океанических осадках радиоактивные изотопы железа, свидетельствующие о том, что в окрестностях Земли происходили множественные взрывы сверхновых. Возможно, именно они спровоцировали начало ледникового периода.

К такому выводу пришли ученые из Австралийского национального университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Еще в 2012 году датский профессор Хенрик Свенсмарк высказал предположение, что эволюция на Земле во многом определяется взрывами сверхновых. Они ионизируют атмосферу и тем самым делают климат более холодным, что стимулирует увеличение биоразнообразия. Авторы статьи смогли косвенно подтвердить эту теорию.

В ходе работы ученые проанализировали 120 проб донных осадков, собранных в Индийском, Атлантическом и Тихом океанах. В них представлены отложения, накопившиеся за последние 11 млн лет. Выяснилось, что в пробах наблюдается два глобальных пика изотопа железа-60. Первый раз его концентрация повысилась около 8 млн лет назад, второй раз - 3,2-1,7 млн лет назад.

Период полураспада железа-60 составляет 2,6 млн лет, так что весь этот изотоп, который образовался на Земле в момент ее формирования, давно исчез. Поэтому железо-60 может происходить только из космоса - его приносит на Землю солнечный ветер, исходящий от звезд, также в больших количествах этот изотоп выбрасывается при взрывах сверхновых.

В ходе независимого исследования, которое опубликовано в этом же выпуске Nature, было показано, что железом-60 нашу планету загрязнила сверхновая, взорвавшаяся около 2,2 млн лет назад. Взрыв произошел при коллапсе звезды, в 8-9 раз превосходившей по массе Солнце. Она располагалась в группе старых звезд, сквозь которую сейчас движется Солнечная система.

Как отмечают специалисты, взрыв сверхновой совпал с наступлением ледникового периода на рубеже плиоцена и плейстоцена. Возможно, ее излучение было одним из факторов, который спровоцировал похолодание.