23 марта ‘19, Суббота

Зонд «Кассини» наловил межзвездной пыли

Зонд «Кассини» смог собрать частицы межзвездного вещества, проникшие в Солнечную систему из внешнего космоса. Оказалось, что по своему химическому составу они напоминают Вселенную в миниатюре.

Об этом говорится в статье немецких специалистов из Университета Гейдельберга, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Состав пыли, которая витает в межзвездном пространстве и иногда залетает в Солнечную систему, давно не дает покоя ученым. В 1999 году несколько таких пылинок было собрано космическим аппаратом Stardust при сближении с кометой Вильда 2. Но поскольку они оказались нетипично крупными, по ним нельзя было судить о межзвездной пыли в целом.

На этот раз исследователи попытались решить проблему с помощью прибора Cosmic Dust Analyzer, который установлен на борту зонда «Кассини». В настоящее время этот зонд находится на орбите Сатурна. За несколько лет он сумел поймать и проанализировать 36 мельчайших частичек межзвездной пыли размером всего около 200 нанометров.

Выяснилось, что по соотношению элементов пылинки являются миниатюрной копией всего космоса за вычетом летучих веществ. Иными словами, космическая пыль содержит железо, магний, кальций и другие элементы в такой же пропорции, что и всё космическое вещество в целом.

До этого многие ученые предполагали, что пылинки будут очень индивидуальны по своему химическому составу, подобно метеоритам, которые отрываются от разных небесных тел. Однако межзвездная пыль удивила авторов статьи своей однородностью. Возможно, это связано с деятельностью сверхновых, которые в процессе взрыва перерабатывают окружающее вещество. Исследователи сравнили их с «котлом ведьмы», в котором смешиваются самые разные ингредиенты.