28 марта ‘24, Четверг

Крупнейшие динозавры появлялись на свет размером с кошку

Палеонтологи обнаружили детеныша одного из титанозавров - самых крупных живых существ из тех, что когда-либо гуляли по суше. Оказалось, что уже сразу после вылупления из яйца он был точной копией взрослого, но только по размерам походил скорее на кошку.

Об этом говорится в статье американских ученых из Вашингтонского университета, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Титанозавры, растительноядные зауроподы, были самыми крупными сухопутными позвоночными в истории. Например, длина практически полного скелета динозавра Dreadnoughtus, представителя данной группы, найденного недавно в Аргентине, составляет 26 метров, и это еще не предел. Однако до сих пор было очень мало известно о том, как титанозавры начинали свой жизненный путь.

Авторы статьи смогли пролить свет на этот вопрос, изучив кости конечностей крошечного титанозавра, найденного в верхнемеловых отложениях острова Мадагаскар. Динозавр относится к виду Rapetosaurus krausei, на момент гибели ему было не больше 77 дней, а весил он около 40 килограммов. По размерам этот динозавр почти в 10 раз уступает самым крупным представителям рода Rapetosaurus.

На срезах костей детеныша ученые обнаружили так называемую линию вылупления - она прослеживается у современных крокодилов и ящериц и соответствует изменению характера роста костей после выхода из яйца. Судя по этой линии, при появлении на свет масса тела Rapetosaurus krausei составляла 3,4 килограмма, то есть он был не крупнее домашней кошки.

Интересно, что по мере роста пропорции тела динозавра не менялись, то есть уже в момент вылупления он представлял собой миниатюрную копию взрослого животного. Следовательно, он мог жить вполне самостоятельно, без помощи родителей. Причиной же гибели динозавра стали засуха и голод - об этом свидетельствует остановка роста хряща в эпифизах (концевых отделах) его костей.