24 апреля ‘19, Среда

Планетологи разглядели марсианское цунами

Ученые рассмотрели на Марсе следы гигантских цунами, которые захлестывали его поверхность после ударов астероидов. Открытие поможет лучше понять особенности марсианского ландшафта.

Об этом говорится в статье американских и испанских планетологов, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Считается, что северное полушарие Марса в древности было покрыто океаном. Однако против такой гипотезы говорит отсутствие четкой береговой линии. Авторы статьи выяснили, с чем это может быть связано - берега океана, существовавшего на Марсе около 3,4 млрд лет назад, были нестабильны из-за многочисленных цунами.

В основу работы легли снимки камеры THEMIS, установленной на аппарате «Марс Одиссей», искусственном спутнике Красной планеты. На них ученые разглядели промоины и наносы, оставшиеся после двух гигантских волн. Их высота достигала 50-120 метров, а площадь, затронутая действием цунами, составила 800-1000 тысяч квадратных километров.

В обоих случаях цунами возникли после падения астероида в океан (диаметр образовавшихся воронок оценивается в 30 километров). Но два этих события произошли в разное время. Цунами, случившееся позже, буквально замерзло на месте - об этом свидетельствует отсутствие характерных желобов, по которым вода оттекает назад в океан. Следовательно, в это время на Марсе было уже очень холодно.

Мощные цунами могли постоянно менять береговую линию марсианского океана, из-за чего ее невозможно проследить. По словам ученых, наносы, оставшиеся от этих катаклизмов, являются идеальной целью для следующей исследовательской миссии. В них могли сохраниться следы живых организмов, которых цунами вынесло на берег и быстро засыпало породой.