29 марта ‘24, Пятница

Насекомые начали пользоваться камуфляжем уже 130 млн лет назад

Палеонтологи выяснили, что уже во времена динозавров насекомые активно использовали для маскировки растительный мусор и прочие посторонние предметы. Об этом свидетельствуют находки, сделанные в меловых янтарях.

Результаты исследования, проведенного китайскими учеными из Нанкинского института геологии и палеонтологии, опубликованы в журнале Science Advances.

В наши дни к камуфляжу прибегают многие беспозвоночные - моллюски, ракообразные, а также насекомые. Однако свидетельства использования камуфляжа насекомыми чрезвычайно редки в палеонтологической летописи. Одним из них является личинка сетчатокрылого насекомого, найденная в 2012 году в меловом испанском янтаре (возраст 110 млн лет). Она несла по бокам груди и брюшка длинные выросты, которые поддерживали на ее спине подушку из волосков папоротников.

Авторы статьи показали, что примеры подобного поведения гораздо чаще сохраняются в ископаемом состоянии, чем считалось ранее. Об этом свидетельствует изучение янтарей из Бирмы, Франции и Ливана. Возраст первых двух составляет около 100 млн лет, возраст второго - 129-125 млн лет, причем ливанский янтарь является древнейшей ископаемой смолой, в которой были найдены насекомые.

Оказалось, в мелу камуфлироваться научились личинки как минимум четырех групп ископаемых насекомых. Первые три относятся к отряду сетчатокрылых (Neuroptera): это семейства Chrysopidae (златоглазки), Ascalaphidae (булавоуски) и Nymphidae (нимфиды). Все они были найдены исследователями в бирманском янтаре (а булавоуски - также во французском). Представители трех данных групп прибегают к камуфлированию и в наши дни.

Волоски папоротников, пыль и шкурки насекомых - всё идет в дело

Личинки булавоусок и нимфиды, судя по находкам, наваливали себе на спину песчинки, растительный мусор и древесные волокна, а вот личинки златоглазок помимо растительного мусора также камуфлировали себя шкурками съеденной добычи, cреди которой были сеноеды и листоблошки.

Часть личинок златоглазок из бирманского янтаря оказались похожими на личинку, найденную ранее в янтаре из Испании. Другие, хотя и несколько отличаются от нее по строению выростов тела, также, как и она, наваливали на себя волоски глейхениевых папоротников.

Впрочем, из почти 100 изученных златоглазок из Бирмита, взрослых и личинок, только 12 демонстрируют признаки использования камуфляжа, прямые (мусор на спине) или косвенные (выросты по бокам тела). Кроме того, 4 личинки златоглазок с характерными выростами для несения камуфлирующего материала были найдены в ливанском янтаре - это древнейшее известное свидетельство применения камуфляжа насекомыми.

Помимо сетчатокрылых, в бирманском янтаре ученым попались 3 закамуфлированных нимфы (неполовозрелых стадии) клопов-хищнецов (Reduviidae). Их тело сверху было покрыто пылью и растительными остатками. В наши дни такой камуфляж также замечен среди хищнецов, но лишь среди немногих видов.

По словам ученых, камуфляж доставляет насекомым множество преимуществ. Он маскирует их от хищников и дает возможность самим незаметно прокрасться к добыче. Кроме того, подушка из растительного мусора на спине может служить механической защитой. Поэтому многие группы насекомых независимо друг от друга обзавелись подобным защитным механизмом.

Россиян обяжут платить налоги за покупки в иностранных интернет-магазинах