16 апреля ‘24, Вторник

Древние люди удивили ученых умением охотиться на уток

Археологи идентифицировали древнейшие остатки белков животного происхождения на орудиях каменного века. К их удивлению, владельцы этих орудий в числе прочего охотились и на уток, что требовало немалого мастерства.

Об этом говорится в статье канадских специалистов из Университета Виктории, опубликованной в журнале Journal of Archaeological Science.

Каменные скребки, резцы и другие орудия труда возрастом около 250 000 лет были найдены в иорданской пустыне недалеко от города Азрак. Когда-то на этом месте располагался один из последних оазисов, в котором древние люди спасались от опустынивания региона.

За три года раскопок ученые извлекли более 10 000 каменных артефактов, из которых 7000 подверглись анализу. Наиболее изношенные из орудий труда (всего 44) были изучены также на предмет наличия животного белка – всего он был найден на 17 резцах.

Судя по остаткам белка, древние люди охотились на самый разнообразный спектр добычи, начиная от носорогов и верблюдов и заканчивая утками. Столь широкий рацион помогал людям выживать в условиях засушливого климата, становившегося все более неблагоприятным.

Охотники принадлежали к одному из вымерших видов человека, поскольку в это время вид Homo sapiens в Африке еще не возник. Поэтому ученых особенно впечатлило, что наши вымершие сородичи уже умели охотиться на уток. В отличие от охоты на неповоротливых животных вроде носорогов, охота на уток требует специальных приспособлений, вроде ловчих сетей. Исследователи надеются, что по аналогичной методике можно будет установить рацион и других древних людей. До настоящего времени почти единственным способом сделать это были кости животных, находимые на стоянках древнего человека. Однако зачастую в руки археологов попадают только изолированные орудия труда - анализ белковых остатков в этом случае будет особенно полезен.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами