16 апреля ‘24, Вторник

Китайский телескоп на Луне сделал важное открытие

Первый в истории телескоп лунного базирования помог выяснить, что загадочная двойная звезда V921 Her на самом деле является тройной.

Об этом говорится в препринте астрономов из Китайской академии наук, опубликованном на сайте arXiv.

Китайский ультрафиолетовый телескоп LUT стал первым в истории телескопом, работающим на лунной поверхности. Он установлен на луноходе «Юйту» (или «Нефритовый заяц»), который совершил посадку на Луне в декабре 2013 года. Благодаря отсутствию атмосферы телескоп LUT обладает повышенными возможностями для наблюдения за звездами низкой яркости.

Авторы статьи решили изучить с помощью лунного телескопа двойную систему V921 Her, которая относится к классу тесных двойных звезд. Так называются парные звезды, обменивающиеся веществом. Ученые вычислили, что по массе одна из звезд в этой системе превышает Солнце в 1,8 раз, а другая уступает ему в 2,5 раза. Полный оборот друг вокруг друга эти светила совершает за 0,88 земных суток.

Новые наблюдения показали, что в систему V921 Her входит ранее неизвестный компонент с гораздо более длинным периодом обращения, равным 10,2 годам. Скорее всего, он является очень тусклой звездой. В два раза уступая по яркости наименьшей из двух основных звезд, этот объект отвечает за 19% светимости всей системы.

По словам ученых, эта третья звезда могла оказать сильное влияние на звездную пару на ранних этапах ее эволюции, изменяя угловой момент системы. Открытие проливает свет на причины возникновения тесных двойных систем. Согласно теории, наиболее компактные из них образуются как раз в присутствии дополнительных объектов.

Даванков обратился в Верховный суд за разъяснением о штрафах за лайки в Сети