25 апреля ‘19, Четверг

Астрономы засняли взрыв сверхновой в режиме реального времени

Ученым впервые удалось сфотографировать звезду до, после и во время вспышки сверхновой. Не исключено, что уже через несколько тысяч лет этот же объект может взорваться вновь.

Об этом говорится в статье польских астрономов из Варшавского университета, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Как правило, сверхновые привлекают внимание ученых только в момент вспышки. Поэтому в большинстве случаев невозможно установить, как выглядела звезда незадолго до взрыва. У авторов статьи такая возможность появилась случайно, благодаря участию в проекте «Эксперимент по оптическому гравитационному линзированию».

В рамках этого проекта, посвященного поискам темной материи, ученые периодически делали снимки одного и того же участка звездного неба. В результате, когда в 2009 году там вспыхнула сверхновая, у астрономов в руках оказались фотографии бинарной звездной системы, предшествовавшей взрыву и ставшей его причиной.

Бинарная система, удаленная от нас на расстояние в 20 тысяч световых лет, состояла из белого карлика и более крупной звезды. Карлик перетягивал часть вещества от своего соседа, что и привело к вспышке. «Дистанция между двумя звездами очень маленькая – около одного солнечного радиуса. Представьте, что внутри Солнца друг вокруг друга вращаются две звезды», -- пояснил Пшемислав Мроц, соавтор работы.

В отличие от сверхновых типа Ia, в результате вспышки которых предшествующие звезды полностью разрушаются, в данном случае бинарная система уцелела. По словам исследователей, уже через несколько тысяч лет в ней снова может произойти взрыв. Но пока наблюдения показывают, что белый карлик впал в «спячку» и временно перестал воровать газ у соседней звезды.