29 марта ‘24, Пятница

Зонд «Dawn» разглядел на Церере ледяной вулкан

Ученые установили, что на карликовой планете Церера в недавнее время функционировал криовулкан, извергавшийся льдом. Об этом свидетельствуют данные, полученные зондом «Dawn».

Новую информацию о планете Церера ученые изложили в шести статьях, опубликованных в свежем выпуске журнала Science.

950-километровая Церера – это крупнейший объект в астероидном поясе между Марсом и Юпитером. Весной 2015 года на ее орбиту вышел аппарат «Dawn», благодаря чему о Церере удалось узнать много неожиданных подробностей. Например, на ее поверхности были обнаружены таинственные блестящие пятна, предположительно являющиеся местами выхода горячих источников.

На этот раз специалистам удалось разглядеть на снимках Цереры гору 4-километровой высоты, напоминающую по форме типичный вулкан. Гора получила название Ахуна Монс, по своим очертаниям она представляет собой купол со впадиной-кратером на вершине. Только вместо обычной лавы из Ахуны Монс, скорее всего, извергается лед.

Пока ученые не знают точно, как это происходит. Возможно, во льду содержится много хлористых солей, из-за чего он начинает плавиться при достаточно низких температурах. Из-за этого в недрах Цереры лед расширяется и выталкивает вышележащую массу на поверхность через вулканическое жерло. Помимо Цереры, подобные криовулканы функционируют также на Плутоне и Титане, спутнике Сатурна.

Судя по тому, что вулкан моложе окружающих его кратеров, его извержения происходили относительно недавно – не позднее, чем 200 млн лет назад. Впрочем, оказавшись на поверхности, лед быстро исчезает с Цереры – авторам другой статьи лишь с большим трудом удалось обнаружить на этой планете участок в один квадратный километр, на котором имеется водяной лед или, как минимум, гидратированные минералы.