29 марта ‘24, Пятница

Палеонтологи разгадали секрет камуфляжа динозавров

Ученые реконструировали маскировочную окраску динозавра-попугая, жившего 120 миллионов лет назад. Оказалось, что она идеально подходила для жизни в густом лесу.

К такому выводу пришли британские специалисты из Бристольского университета, чья статья опубликована в журнале Current Biology.

Цвета, в которых изображают доисторических животных - это почти всегда произвольная выдумка художников, не имеющая отношения к реальности. Впрочем, в последние годы ученые на основе сохранившегося в ископаемом состоянии меланина смогли достоверно реконструировать окраску ихтиозавра, миоценовой змеи и некоторых других существ.

На этот раз в руки ученых попал замечательно сохранившийся метровый динозавр Psittacosaurus, найденный в отложениях нижнего мела Китая. С латыни его название переводится как «ящерица-попугай» - всего к настоящему моменту было обнаружено более 1000 пситтакозавров, что позволило разобраться в особенностях их взросления и социального поведения.

На вновь обнаруженном экземпляре исследователи разглядели не только длинную щетину, украшавшую его хвост, но и окрашенные участки кожи. Выяснилось, что вся верхняя половина тела у этого динозавра была темная, а брюхо - светлым. Подобная окраска характерна и для многих современных животных и является маскировочной.

Дело в том, что белый низ и темный верх как бы уравновешивают свет, падающий на животное сверху, и оно становится менее контрастным и не таким заметным. У существ, живущих на открытых участках, где тени резкие, граница между низом и верхом выражена сильнее, а у тех, кто обитает под кронами деревьев, откуда пробивается редкий свет, переход от светлого низа к темному верху более равномерен.

В случае с пситтакозавром мы имеем дело как раз со вторым вариантом - граница между светлым и темным проходит у него не отчетливо, по бокам тела, а теряется где-то в районе брюха. Чтобы понять, как динозавр был освещен в условиях мелового хвойного леса, авторы статьи даже изготовили его скульптуру и экспериментировали с ней в ботаническом саду Бристоля под деревьями, похожими на те, что росли 120 млн лет назад.

Интересно, что по окраске пситтакозавра можно сделать вывод и о повадках хищников, охотившихся на него. Раз этот динозавр старался выглядеть менее контрастным, то для крупных динозавров-теропод, которые были основными хищниками того времени, контраст света и тени, создающийся, когда на животное падают солнечные лучи, был важным ориентиром при поимке добычи.