29 марта ‘24, Пятница

В недавнем прошлом на Марсе существовали озера

Планетологи пришли к выводу, что жидкая вода на Марсе просуществовала гораздо дольше, чем считалось ранее. Об этом свидетельствуют найденные там следы крупных водоемов, не уступавших по размерам некоторым североамериканским озерам.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Виргинского университета, опубликованы в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

Хорошо известно, что в начале своей истории на Марсе было много воды - почти столько же, как сейчас в Атлантическом океане. Однако затем марсианская атмосфера улетучилась в космическое пространство, и вместе с ней исчезла и вода. Однако авторы статьи выяснили - жидкая вода сохранялась на Марсе более длительное время, чем принято считать.

Ученые изучили снимки марсианского региона под названием Земля Аравия, сделанные зондами «Mars Express» и «MRO». На снимках они заметили цепочку озер и питавших их речных долин общей протяженностью около 150 километров. В центре системы располагался водоем, которые ученые окрестили Озером Сердца. Его объем составлял около 2800 кубокилометров воды - больше, чем у озера Онтарио в Северной Америке.

Скорее всего, долины наполнялись водой только в определенные сезоны, когда таял снег. Это свидетельствует о достаточно холодном климате. Отталкиваясь от числа ударных кратеров, образовавшихся в этом регионе (всего 22), исследователи вычислили, что озерный ландшафт сформировался примерно 2-3 миллиарда лет назад, в течение нескольких сотен миллионов лет после предполагаемого окончания влажного периода.

Интересно, что похожие озерно-речные долины повсеместно присутствуют на Марсе между 35 и 42 градусами широты, как в южном, так и в северном полушарии. Следовательно, озера могли быть в это время довольно типичны для Красной планеты. Возможно, именно туда, где они находились, и следует отправить миссию для поиска следов древней марсианской жизни.