19 апреля ‘24, Пятница

Изысканные бусы из Франции оказались делом рук неандертальцев

Ученые смогли связать с неандертальцами бусы и другие изысканные предметы материальной культуры, найденные во Франции в 1949-1963 годах. Это значит, что умственные способности этого вымершего вида человека явно были недооценены антропологами.

Об этом говорится в статье немецких специалистов из Института эволюционной антропологии, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Артефакты так называемой шательперонской культуры, найденные во французской пещере Рен, уже не первое десятилетие не дают покоя ученым. К ним относятся бусы, сделанные из зубов животных, а также костяные орудия тонкой работы. Шательперонская культура датируется тем временем, когда в Европе появились первые современные люди, однако некоторые ученые предполагали, что за данной культурой на самом деле стояли неандертальцы. Их оппоненты настаивали, что неандертальцам не под силу было изготавливать столь сложные предметы.

Авторы статьи смогли поставить точку в этом споре, изучив 28 небольших фрагментов человеческих костей, найденных вместе с артефактами. Данные фрагменты столь незначительны, что по их строению нельзя определить, к какому виду людей они относились. ДНК в них также уцелела плохо. Поэтому ученые решили проанализировать состав коллагена, содержащегося в этих костных обломках.

Выяснилось, что в изученном коллагене присутствует много аминокислоты аспарагина, тогда как в коллагене современных людей преобладает аминокислота аспартат. В то же время из анализа образцов неандертальской ДНК известно, что в коллагене неандертальцев было много как раз аспарагина. Из этого ученые сделали вывод, что кости, и, следовательно, найденные рядом с ними украшения, принадлежат неандертальцам.

Интересно, что судя по содержанию изотопов азота, индивидуумы в момент гибели продолжали питаться грудным молоком, то есть это были совсем маленькие дети. Радиоуглеродный анализ костей показал, что жили творцы шательперонской культуры около 42 тысяч лет назад.

Напомним, в 2012 году антропологи выяснили, что неандертальцы приносили в свои пещеры крылья птиц, чтобы выдергивать из них перья. Возможно, они украшали ими себя и вою одежду. Особо ценились у неандертальцев хищные и врановые птицы.

Расходы россиян на новые автомобили достигли рекорда