19 апреля ‘24, Пятница

Ученые впервые нашли мозг динозавра

Палеонтологи откопали в Англии окаменевший череп динозавра. Находка доказывает, что эти существа могли быть умнее, чем принято считать.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Лондонского геологического общества.

Нервная ткань крайне редко сохраняется в ископаемом состоянии. Однако в последние годы ученым удалось разглядеть остатки нервной системы на отпечатках некоторых кембрийских беспозвоночных. Тем не менее, о строении мозга позвоночных животных, в том числе динозавров, до сих пор приходилось судить лишь по слепкам их черепной коробки, так называемым эндокастам.

Авторам статьи посчастливилось обнаружить в отложениях формации Вельден возрастом 133 млн лет самый настоящий окаменевший мозг динозавра величиной с кулак. Он был найден в изолированном виде и был окружен лишь небольшими обломками костей – вероятно, остатками черепа. В этих же слоях присутствовали позвонки и другие кости птицетозовых динозавров, а также отпечатки их ног.

Судя по размерам мозга, он мог принадлежать животному длиной 4-5 метров, скорее всего, относящемуся к игуанодонтидам Barilium или Hypselospinus. По словам ученых, мозг окаменел, когда динозавр (или как минимум его голова) после смерти оказался в воде с повышенной кислотностью и низким содержанием кислорода, какая иногда бывает в болотах. В итоге мягкие ткани мозга еще до своего разложения успели заместиться фосфатами и карбонатами.

На экземпляре можно разглядеть мозговые оболочки, кровеносные сосуды и другие анатомические детали. Интересно, что мозговая ткань динозавра, по-видимому, подходила близко к стенкам черепа. Ранее считалось, что, как и у крокодилов, у динозавров мозг был окружен крупными лимфатическими и венозными синусами и занимал не больше 50% от всего объема черепной коробки. Однако теперь ясно, что реальный объем мозга у динозавров мог быть больше и, следовательно, они были сообразительнее, чем принято думать.