29 марта ‘24, Пятница

В Антарктиде впервые найден жук

Ученые откопали останки жуков, которые обитали в Антарктиде до того, как она покрылась льдами. Ближайшие родичи этих насекомых продолжают жить на территориях, когда-то входивших в состав Гондваны, древнего южного суперконтинента.

Описание находки, подготовленное американскими специалистами, опубликовано в журнале ZooKeys.

Насекомые - это самая разнообразна группа живых существ на Земле. Антарктида - это единственный материк, где их почти нет. В настоящее время в этой безжизненной ледяной пустыне живут только три вида двукрылых, среди них - бескрылые комары Belgica antarctica, обладающие самым коротким геномом среди насекомых.

В ископаемом состоянии антарктические насекомые также практически неизвестны - до сих в мезозойских и палеозойских породах континента было найдено всего несколько экземпляров плохой сохранности. Поэтому можно понять радость авторов статьи, когда им удалось обнаружить в Антарктике два хорошо сохранившихся надкрылья жука.

Находка была сделана в районе ледника Бирдмора, в 550 километрах от Южного полюса. Ее возраст составляет около 14 млн лет (середина миоцена). Надкрылья принадлежали двум разным особям, но относятся к одному и тому же виду жуков-жужелиц. Он получил название Antarctotrechus balli. Фактически, это первый ископаемый жук из Антарктики, если не считать обломков надкрылий долгоносика такого же возраста, найденных несколько лет назад.

Ближайшие родичи антарктической жужелицы обитают сейчас на Тасмании и в Южной Америке. Возможно, все они произошли от одного предка, который жил когда-то на материке Гондвана. Затем, когда Гондвана раскололась на части, A. balli остался жить на куске суши, который стал Антарктидой. Постепенно там становилось всё холоднее, что и довело жука до вымирания. Судя по листьям карликовых нотофагусов, найденным вместе с надкрыльями, жук жил в условиях тундры.