21 июля ‘19, Воскресенье

Ученые реконструировали в деталях палеодиету древних людей

Израильские археологи выяснили, какие разновидности растительной пищи употребляли наши предки вскоре после своего выхода из Африки около 780 тысяч лет назад. Оказалось, что они не брезговали поджаривать коренья и семена в отличие от современных поклонников палеодиеты, которые едят всё сырым.

К такому выводу пришли ученые из Университета имени Бар-Илана, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сторонники так называемой палеодиеты считают - чтобы быть здоровым, надо питаться так же, как наши далекие предки из числа охотников-собирателей. Тем не менее, до сих пор знания об их реальном рационе ограничивались белковой составляющей: по насечкам на костях несложно узнать, каких животных древние люди употребляли в пищу.

Авторы статьи решили сосредоточиться на растительном компоненте диеты наших предков. Для этого они проанализировали семена, кусочки коры и другие остатки растений, найденные в культурных слоях на берегу Иордана, недалеко от Моста дочерей Иакова. В этой точке ранее было открыто поселение эпохи раннего палеолита, относящееся к ашельской культуре.

Оказалось, что питание обитателей этого места было необычайно разнообразным - всего ученые идентифицировали 55 видов съедобных растений. Растительная пища использовалась древними людьми не только осенью, когда поспевали фрукты, но и в другие сезоны. Зимой и весной они питались свеклой и листьями мальвы, поздней весной и в начале лета ели расторопшу и зизифус.

Многие семена и корни подвергались термической обработке. В частности, в палеолите пользовались популярностью обжаренные желуди и печеные стебли тростника. Открытие проливает свет на важный этап в эволюции человека вскоре того, как он вышел из Африки и стал переключаться с африканской пищи на евроазиатскую.

Напомним, недавно ученые выяснили, что городские жители безвозвратно утратили некоторые типы бактерий, живших в кишечниках охотников-собирателей. Это значит, что палеодиета для современного человека бесполезна или даже вредна.