28 марта ‘24, Четверг

В Шотландии обнаружены древнейшие сухопутные позвоночные

Ученые нашли в Шотландии сразу пять новых родов четвероногих животных (тетрапод), относящихся к началу каменноугольного периода. Открытие заполняет важный пробел в палеонтологической летописи.

Об этом говорится в статье британских палеонтологов, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ученым известно немало примитивных тетрапод, относящихся к концу девона. Многие из них, включая знаменитую ихтиостегу, несли до 7 пальцев на ногах и еще толком не вышли из воды. Однако затем тетраподы примерно на 15-25 млн лет таинственным образом исчезают из осадочных пород, чтобы в середине каменноугольного периода появиться в палеонтологической летописи уже в виде полностью сформировавшихся наземных животных.

Этот перерыв, приходящийся на начало каменноугольного периода, был назван «промежутком Ромера» в честь американского ученого Альфреда Ромера, который на него впервые указал. Считалось, что он связан не просто с недостатком находок, а с какими-то реальными явлениями, например, с пониженным уровнем кислорода, который мешал тетраподам полноценно выбраться на сушу.

Авторам статьи посчастливилось найти останки четвероногих, которые обитали как раз во время промежутка Ромера. Они происходят из двух точек, в которых на поверхность выходят отложения каменноугольной формации Бэлеген (Ballagan Formation) возрастом 360-345 млн лет. Одно из местонахождений располагается прямо на дне реки Уайтаддер Уотер. На время работ с помощью мощных помп из нее частично пришлось откачать воду.

Всего в руки специалистов попало пять новых видов и родов. Все они резко отличаются друг от друга, что доказывает, что уже в начале каменноугольного периода тетраподы были весьма разнообразны и успели разделиться на первых амфибий и амниот (от них затем произошли птицы, рептилии и млекопитающие).

«Мы приоткрыли завесу над ключевым событием в истории сухопутной эволюции. Если бы оно не случилось, здесь не было бы ни нас, ни животных, которые нас окружают», -- пояснила Дженнифер Клэк, соавтор статьи.

Судя по кусочкам угля в отложениях, откуда происходят кости, в эту эпоху были нередки пожары и, следовательно, содержание кислорода в атмосфере никогда не опускалось ниже 16%. Из этого ученые заключили, что промежуток Ромера является просто следствием недостаточной изученности ископаемого материала. Возможно, дальнейшие поиски помогут его окончательно ликвидировать.

В России предсказали скорое падение цен на жилье