29 марта ‘24, Пятница

Астрономы открыли два новорожденных Сатурна

Ученые разглядели в газопылевом диске рядом со звездой из созвездия Стрельца признаки зарождения двух планет. По своим размерам они примерно эквивалентны Сатурну.

О своем открытии американские астрономы из Университета Райса рассказали на страницах журнала Physical Review Letters.

Две новорожденные планеты были обнаружены в протопланетном диске звезды HD 163296. Это светило, по массе в два раза превышающее Солнце, удалено от нас примерно на 400 световых лет и на звездном небе располагается в районе созвездия Стрельца. Возраст звезды составляет всего 5 млн лет, так что процессы планетообразования в ее окрестностях сейчас в самом разгаре.

Когда ученые навели на HD 163296 чилийский радиотелескоп ALMA, они заметили в ее протопланетном диске три «борозды». Первая из них находится в 60 астрономических единицах от звезды (одна а.е. эквивалентна расстоянию от Земли до Солнца), вторая – в 100 а.е., а третья – в 160 а.е. Такие борозды образуются, когда зарождающаяся планета, двигаясь по орбите, расталкивает окружающее вещество.

Одновременно с распределением частичек пыли астрономы измерили и содержание угарного газа (СО). Оказалось, что в борозде, ближайшей к звезде, он присутствует, тогда как в двух более отдаленных газа нет. Следовательно, в двух последних случаях речь наверняка идет об образовании планет. А вот там, где газ присутствует, появление борозды, возможно, связано с какими-то другими факторами.

Напомним, телескоп ALMA уже не раз находил зарождающиеся планеты. Так, в 2016 году он подтвердил присутствие зарождающихся планет рядом со звездой HL Tau в 450 световых годах от Земли.