23 апреля ‘24, Вторник

Палеонтологи разгадали тайну древних следов

Ученые выяснили, что загадочные дорожки на дне ордовикского океана были оставлены необычными трилобитами. В отличие от своих собратьев они обладали тремя парами удлиненных ног с острыми коготками.

Об этом говорится в статье испанских и австралийских палеонтологов, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В породах раннего палеозоя исследователям нередко попадаются следовые дорожки, известные под названием Cruziana. Внешне они напоминают след гусеничного полотна с отметками по краям – считалось, что их оставило существо, которое копалось в грунте, опустив туда свою голову и разрывая ил шипастыми ногами.

Авторы статьи выяснили, что эти следы могут принадлежать трилобиту Megistaspis hammondi. Трилобиты – это вымершие морские членистоногие. Обычно от них остается только панцирь, однако ученым посчастливилось раздобыть три экземпляра M. hammondi, на которых видна его нижняя сторона с конечностями.

Находка происходит из отложений нижнего ордовика Марокко, ее возраст составляет 480 млн лет. Она была куплена у местных торговцев окаменелостями. Нередко марокканцы склеивают окаменелости из разных частей, чтобы их подороже продать, однако в данном случае, уверяют авторы работы, без этого обошлось.

Выяснилось, что три пары грудных конечностей трилобита увеличены и несут по два шипа каждая. Этот признак крайне необычен, поскольку у всех остальных известных трилобитов ноги по всему телу абсолютно одинаковы. Скорее всего, грудные ноги трилобит M. hammondi использовал для выкапывания пищи.

Интересно, что у трилобита также сохранился пищеварительный тракт. Вообще в отложениях этого возраста в Марокко было найдено немало существ прекрасной сохранности, например, двухметровый членистоногий фильтратор Aegirocassis benmoulae, дальний родич знаменитого аномалокариса.

Высокие ставки льготной ипотеки грозят новым скачком цен на жилье