21 августа ‘17, Понедельник

Каменный лес рассказал об активности Солнца в далеком прошлом

Палеонтологи обнаружили древнейшее свидетельство 11-летних солнечных циклов. Им оказалась древесина окаменевшего леса, найденного в немецком городе Хемниц.

О своем исследовании немецкие ученые из Музея естествознания Хемница рассказали в журнале Geology.

В наши дни на Солнце наблюдаются 11-летние циклы активности, связанные с изменениями его магнитного поля. В ходе цикла количество солнечных пятен растет, а затем убывает. До сих пор оставалось неясно, была ли характерна такая активность для Солнца и в минувшие эпохи. Авторы статьи смогли ответить на этот вопрос, изучив древесину ископаемого леса в Хемнице.

Этот лес был погребен заживо извержением вулкана в начале пермского периода, около 290 млн лет назад. В результате многие деревья, среди которых были ныне вымершие семенные папоротники и древовидные хвощи, сохранились в вертикальном положении с корнями, уходящими в палеопочву. Авторы статьи проанализировали 43 таких ствола.

Выяснилось, что толщина годичных колец в древесине этого леса убывала и возрастала с периодичностью в 10,6 лет, что точно соответствует продолжительности солнечного цикла. Скорее всего, это было связано с климатическими эффектами - на пике солнечного цикла возрастающая сила магнитного поля экранирует Солнечную систему от космических лучей, которые приходят из окружающих регионов галактики.

Эти лучи ионизируют атмосферу, тем самым стимулируя образование облаков и выпадение осадков. Количество дождей же, в свою очередь, влияет на скорость роста древесины. Всё это превратило пермские деревья в своеобразные регистраторы солнечных циклов. До сих пор такие циклы изучались лишь на небольшом промежутке времени, по изотопам в образцах антарктического льда и древесине вековых деревьев.

21.8.2017, 3:7
Президент США Дональд Трамп в понедельник объявит об отправке в Афганистан дополнительно четыре тысячи американских военнослужащих, сообщил в воскресенье телеканал CBS со ссылкой на собственные источники.
20.8.2017, 19:9
ЮАР объявила о предоставлении дипломатического иммунитета супруге президента Зимбабве Грейс Мугабе, которую подозревают в избиении девушки.