20 апреля ‘19, Суббота

Ученые выделили белок из кости динозавра возрастом 195 млн лет

Палеонтологи заявили, что им удалось обнаружить белок и остатки крови в кости растительноядного динозавра, жившего 195 млн лет назад. Это на 100 млн лет древнее, чем предыдущая находка такого типа.

Об этом говорится в статье тайваньских специалистов, опубликованной в журнале Nature Communications.

Долгое время считалось, что белки не могут долго сохраняться в ископаемом состоянии - однако несколько лет назад американцам удалось выделить коллаген из костей утконосого динозавра, жившего около 80 млн лет назад, в конце мелового периода. Авторы статьи смогли повторить это открытие, но на куда более древнем материале.

Объектом изучения стал растительноядный динозавр Lufengosaurus, найденный в раннеюрских породах китайской провинции Юннань. В 2013 году он уже попадал в заголовки мировых СМИ - тогда были обнаружены яйца люфенгозавра с сохранившимися эмбрионами. На этот раз ученые проанализировали химический состав костей взрослой особи этого вида.

С помощью инфракрасного спектроскопа и синхротрона исследователи обнаружили в стенках костного канала, где пролегали кровеносные сосуды и нервы, следы коллагена, а также частички гематита. Скорее всего, этот железосодержащий минерал является производным гемоглобина, присутствовавшего в клетках крови динозавра.

Каждый эритроцит человека содержит более миллиарда ионов железа, и у динозавров их число было явно не меньше. После распада крови железо в большом количестве попадало во внешнюю среду и тормозило активность микробов. Это и помогло коллагену в стенках кровеносных сосудов избежать разложения после гибели динозавра.