19 апреля ‘24, Пятница

Подтверждено существование континента-призрака под островом Маврикий

Геологи подтвердили, что под островом Маврикий в Индийском океане скрывается участок древней континентальной коры. Возможно, он является осколком суперконтинента Гондвана.

К такому выводу пришли южноафриканские ученые из Университета Витватерсранда, чья статья опубликована в журнале Nature Communications.

Как известно, земная кора делится на два типа - континентальную и океаническую. Континентальная кора - очень древняя и является ровесницей планеты, тогда как океаническая кора гораздо моложе, поскольку она постоянно «перерабатывается», образуясь в районе срединно-океанических хребтов и погружаясь в глубину в зонах субдукции по краям континентов.

В последнее время ученые предположили, что «обрывки» континентальной коры кое-где могут скрываться под океанским дном. Когда на их месте образуются вулканические острова, потоки лавы выносят на поверхность частички древних континентов.

Именно это произошло в случае с островом Маврикий - он возник всего 8 млн лет назад, но на его пляже в 2013 году были найдены цирконы (микроскопические кристаллики) возрастом до 2 млрд лет. На этом основании ученые предположили, что под Маврикием находится исчезнувший континент.

Тем не менее, скептики оспорили этот вывод, ведь цирконы могли быть принесены на пляж с других континентов ветром, шинами автомобилей или даже на подошвах самих ученых. Однако авторы новой работы поставили точку в этих спорах. Они нашли цирконы возрастом 2,5-3 млрд лет непосредственно в вулканических породах острова, образовавшихся менее 6 млн лет назад.

Это значит, что вулканы действительно вынесли здесь на поверхность частички древней континентальной коры, скрывающейся под Маврикием. Возможно, перед тем, как погрузиться на дно, она входила в состав единого массива суши, связывавшего Мадагаскар и Индию и являвшегося частью суперконтинента Гондвана.