22 августа ‘18, Среда

В Китае найдена древняя птица с уникальными перьями

Палеонтологи откопали в Китае одну из древнейших птиц. Она удивила ученых продвинутой анатомией, а также уникальными перьями на голенях.

Описание находки, сделанной китайскими специалистами из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии, опубликовано в журнале Nature Communications.

Полный скелет птицы размером с голубя был найден на территории провинции Хэбэй, в слоях, где встречаются древнейшие представители знаменитой биоты Жехе – в частности, к ней относятся пернатые динозавры. Возраст птицы составляет около 130 млн лет, она получила название Cruralispennia multidonta.

Птица принадлежит к группе энанциорнисовых – примитивных птиц, которые были распространены в первой половине мелового периода по всему миру. Однако она отличается от всех своих сородичей продвинутыми чертами, которые характерны для позднемеловых или даже для современных птиц.

Например, у археоптериса и самых примитивных птиц хвост состоял из многих позвонков, как у динозавров, но постепенно он укорачивался, а позвонки срастались, образуя пигостиль (копчиковую кость). Так вот, у C. multidonta, в отличие от других энанциорнисовых, пигостиль выглядит уже по-современному и загнут вверх.

Кроме того, голени птицы покрыты уникальными перьями, похожими на проволочки – бородки этих перьев сосредоточены на конце перьевого стержня. Ни у одной современной или ископаемой птицы таких перьев на голенях нет. Например, у орлов или соколов ноги несут обычные перья с развитым опахалом, а у сов они усажены пухом.

Предназначение перьев-проволочек остается неизвестным – например, у орлов перья на ногах выступают в роли парашюта, который тормозит птицу, когда она кидается вниз, чтобы схватить добычу. А вот C. multidonta могла использовать ножные перья для терморегуляции или в качестве брачного наряда.