29 марта ‘24, Пятница

Амфоры рассказали, каким было магнитное поле Земли 2800 лет назад

Археологи научились извлекать из древних глиняных горшков информацию о том, каким было магнитное поле Земли в прошедшие эпохи. Оказалось, что оно всегда вело себя очень нестабильно, так что бояться его ослабления в наши дни не стоит.

Об этом говорится в статье израильских специалистов из Университета Тель-Авива, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Магнитное поле Земли играет очень важную роль в нашей жизни, защищая планету от космического излучения. Однако за последние 180 лет его интенсивность ощутимо уменьшилась – некоторые ученые на этом основании даже считают, что в ближайшее время может произойти очередная его инверсия, когда южный и северный магнитные полюса поменяются местами.

Авторы статьи показали, что такие опасения беспочвенны. Во всяком случае, именно об этом говорит поведение магнитного поля Земли между восьмым и вторым столетиями до нашей эры. Ученым удалось реконструировать его достаточно необычным способом, используя клейменые рукоятки амфор и других глиняных сосудов, найденных на территории Израиля.

Дело в том, что в сырой глине содержатся частички оксида железа, которые ориентируются в соответствии с линиями магнитного поля Земли на данный момент. Когда глина подвергается обжигу, частички оксида застывают, сохраняя тем самым информацию о нем. Для налогообложения на некоторых сосудах ставили клейма, по которым можно точно вычислить время их изготовления. Фактически, такая посуда представляет собой полноценную «магнитную летопись».

Изучив 14 глиняных рукояток, исследователи установили, что на протяжении 600 лет первого тысячелетия до нашей эры магнитное поле не раз усиливалось и ослабевало. Пик его интенсивности пришелся на восьмое столетие до нашей эры – а затем буквально за 30 лет она упала на 27%. По словам ученых, результаты доказывают – магнитное поле Земли может существенно измениться на глазах одного поколения, и в этом нет ничего страшного.