29 марта ‘24, Пятница

Неандертальцы принимали аспирин

Генетики выяснили, что неандертальцы употребляли листья тополя, содержащие то же действующее вещество, что и аспирин. Это помогало им справиться с зубной болью.

К такому выводу пришел международный коллектив ученых, чья статья опубликована в журнале Nature.

До сих пор сведения о диете неандертальцев исчерпывались костями и растительными остатками, которые были найдены в местах их стоянок. Авторы исследования пошли дальше и впервые проанализировали генетический материал, извлеченный из зубного камня неандертальцев, живших в двух европейских пещерах – Эль Сидрон (Испания) и Спи (Бельгия).

В зубном камне неандертальцев из Спи, чей возраст оценивается в 36 тысяч лет, была найдена ДНК шерстистых носорогов и муфлонов (дикие родичи овец) – примечательно, что кости последних в пещере отсутствуют. Кроме того, на их зубах содержатся генетические следы условно съедобных грибов навозников Coprinopsis cinerea.

Напротив, на зубах неандертальцев из Эль Сидрона (они существовали 48 тысяч лет назад) следов ДНК крупных животных найдено не было. Зато они активно ели мох, кедровые орешки и грибы. Это согласуется с данными о ландшафте того времени – в Эль Сидроне росли густые леса, а в районе Спи простиралась безлесная степь.

Особенно интересно, что на зубах неандертальца из Эль Сидрона, который страдал от абсцесса десны, присутствует ДНК тополя. В листьях этого дерева содержится салициловая кислота – она входит в состав аспирина и является анальгетиком. Там же обнаружены генетические следы плесени, вырабатывающей антибиотик пенициллин – получается, неандертальцы неплохо разбирались в самолечении.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом