19 апреля ‘24, Пятница

Британцы перекроили эволюционное древо динозавров

Британские ученые предложили радикально новый взгляд на систематику динозавров, исключив хищных теропод из группы ящеротазовых. По их словам, тероподы являются родичами не длинношеих зауропод, а гадрозавров и прочих птицетазовых динозавров.

Об этом говорится в статье палеонтологов из Кембриджского университета, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

До сих пор все динозавры делились на ящеротазовых и птицетазовых, отличающихся по строению костей таза. К первым относились двуногие хищники тероподы, такие как тираннозавр, а также длинношеие растительноядные зауроподы вроде диплодока. К птицетазовым же причисляли рогатых и утконосых динозавров, а также анкилозавров и стегозавров. Эти взгляды считались устоявшимися и не менялись вот уже 130 лет.

Однако авторы статьи предложили по-новому взглянуть на этот вопрос. Они проанализировали 457 признаков у 74 таксонов, включая некоторых рептилий, не относящихся к динозаврам. Анализ показал, что тероподы не имеют отношения к зауроподам, а произошли от общего предка с птицетазовыми динозаврами. Зауроподы же вместе с ранними примитивными динозаврами Herrerasauridae (их относили то к ящеротазовым, то к птицетазовым) представляют собой отдельную ветвь эволюции.

По словам ученых, эта гипотеза объясняет множество фактов, ранее казавшихся непонятными. «Когда мы начинали исследование, мы недоумевали, почему некоторые ранние птицетазовые динозавры так похожи на теропод. Но теперь наши данные показали, что это действительно две части одной и той же группы. Этот вывод находится в противоречии со всем, чему нас учили до сих пор», -- пояснил Мэттью Бэрон, соавтор статьи.

Кроме того, из новой гипотезы следует, что динозавры могли возникнуть не в Южном полушарии, где найдены их древнейшие останки, но где-нибудь на территории нынешней Евразии. «Все учебники по эволюции позвоночных придется переписать, если академическое сообщество согласится с нашими выводами», -- добавил Бэрон.