28 марта ‘24, Четверг

Янтарную мушку назвали в честь Норильска

Ученые обнаружили в верхнемеловом янтаре из Таймыра мушку-галлицу и назвали ее в честь города Норильска. Длина тела крошки - всего 1 мм.

Описание находки опубликовано в журнале Paleontological Journal. Статья была подготовлена Зоей Федотовой (Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений) и Евгением Перковским (Институт зоологии НАН Украины).

В мире известно более двух десятков янтарей, относящихся к меловому периоду, в которых были найдены насекомые и другие включения. Однако большинство из них, например, бирманский и испанский янтари, происходят из тропических и субтропических регионов. Важным исключением является верхнемеловой янтарь, собранный сотрудниками Лаборатории артропод Палеонтологического института РАН на далеком севере - на полуострове Таймыр.

Возраст таймырского янтаря составляет около 85 млн лет - он сформировался во второй половине мела, когда на Земле еще разгуливали динозавры. Янтарь происходит с берегов реки Маймеча, из местечка Янтардах, что переводится как «янтарная гора». С 1970-х годов в таймырском янтаре было обнаружено около 5000 насекомых и других членистоногих, что делает его уникальным источником информации о полярных экосистемах прошлого.

Авторы статьи нашли в таймырском янтаре сразу восемь новых видов галлиц - так называются небольшие мошки, личинки которых развиваются в галлах, вздутиях на листьях растений, или же в гниющей древесине, питаясь грибами. Один из этих новых видов было решено назвать Menssana norilsk - в честь города Норильска, расположенного недалеко от Таймыра, единственного в мире крупного города за полярным кругом.

Длина тела Menssana norilsk - всего1,08 мм. Насекомое похоже на современных галлиц Monardia, живущих в Северном полушарии, но отличается от них меньшими размерами и количеством члеников в антеннах (усиках). Среди других новых видов, описанных в статье - Zherikhiniella pedicellata, названная так в честь палеэнтомолога Владимира Жерихина (1945-2001), который возглавлял первую экспедицию по сбору таймырского янтаря.

Инфаркт вылечат по телефону: телемедицина на примере Новой Зеландии