23 января ‘18, Вторник

Ученые впервые разглядели нервную систему у древнего насекомого

Палеонтологи обнаружили в Швейцарии гигантскую щетинохвостку, жившую 240 млн лет назад. Она стала первым известным ископаемым насекомым, у которого сохранилась нервная система.

Описание находки, подготовленное итальянскими и немецкими специалистами, опубликовано в журнале Scientific Reports.

В отличие от раковин и скелетов, нервная ткань очень нежна и потому крайне редко сохраняется в ископаемом состоянии. До сих пор ученым удалось найти ее следы лишь у некоторых морских членистоногих, вроде кембрийской Lyrarapax и Fuxianhuia. Авторы статьи показали, что иногда нервная система может сохраняться и на отпечатках наземных членистоногих.

Находка была сделана в триасовых отложениях горы Сан-Джорджо (Швейцария). В руки ученых попало 8-сантиметровое существо, относящееся к щетинохвосткам, примитивным первичнобескрылым насекомым. В наши дни с щетинохвостками можно столкнуться даже в собственной ванной и в других сырых уголках дома.

Триасовая щетинохвостка получила название Gigamachilis triassicus. После смерти она упала в мелководную лагуну и подверглась быстрой фосфатизации. Поэтому на ее отпечатке видна как мускулатура, так и детали строения головного мозга - протоцеребрум и оптические доли, а также часть брюшной нервной цепочки с четырьмя ганглиями.

По строению нервной системы G. triassicus не отличается от современных представителей того же семейства Machilidae, что свидетельствует о консервативности анатомии шетинохвосток. Интересно, что в этих же слоях найдена и щетинохвостка меньшего размера Dasyleptus, известная еще из пермского периода. Ей удалось пережить пермо-триасовое вымирание.

Кстати, судя по строению груди, щетинохвостка G. triassicus была неплохим прыгуном.

23.01.2018, 01:50
Отказ украинских властей от возвращения оставшейся в Крыму военной техники демонстрирует нежелание Киева сотрудничать с Россией, заявил первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
23.01.2018, 00:54
Президент Украины Петр Порошенко во время поездки на Мальдивы на отдых пересек границу законно, заявили в Госпогранслужбе страны.