20 апреля ‘19, Суббота

Обнаружено насекомое, не менявшееся 100 млн лет

Палеонтологи нашли в бирманском янтаре жука, относящегося к современному роду. Внешне это насекомое не менялось вот уже 100 млн лет.

Описание находки, подготовленное специалистами из Японии и США, опубликовано в журнале Gondwana Research.

Каждый слышал о таком живом ископаемом, как рыба латимерия. Несмотря на то, что она является единственным дожившим до нашим дней представителем рыб-целакантов, латимерия довольно сильно отличается от своих ископаемых сородичей. Статус другого классического живого ископаемого – плеченогого Lingula – также находится под вопросом. Хотя похожие раковины встречаются, начиная с силура, судя по молекулярным генам, Lingula очень быстро эволюционировала.

Авторы статьи смогли пополнить список живых ископаемых еще одним примером, куда более убедительным с научной точки зрения. Изучая бирманский янтарь, образовавшийся в середине мелового периода около 100 млн лет назад, ученые обнаружили в нем крошечного жучка, внешне неотличимого от современных жуков Derolathrus из семейства якобсониид.

Длина тела крошки - всего 0,7 мм. В наши дни якобсонииды живут в опавшей листве и под корой, и меловой Derolathrus, по-видимому, вел аналогичный образ жизни. Несмотря на все изменения, которые произошли на нашей планете за прошедшие 100 млн лет, в подстилке леса всегда царил один и тот же микроклимат – время там как бы остановило свой ход. А благодаря своим размерам жучок легко мог найти себе укрытие с теми условиями, к каким он привык.

До сих пор единственной находкой якобсониид в ископаемом состоянии считался жук того же рода Derolathrus из балтийского янтаря (середина эоцена, 45 млн лет). Он также не отличается от своих современных сородичей. Новая же находка удлинила известную эволюционную историю семейства в два с лишним раза.