19 апреля ‘24, Пятница

В США откопали скелет анкилозавра исключительной сохранности

Палеонтологи впервые обнаружили скелет анкилозавра, у которого сохранились одновременно череп и булава на хвосте. Кроме того, рядом с костями различимы отпечатки кожи.

Описание находки, подготовленное канадскими специалистами из Университета Торонто, опубликовано в журнале Royal Society Open Science.

Анкилозавры стали одними из самых известных динозавров в массовой культуре благодаря наличию необычного вооружения – массивного утолщения на конце хвоста. Однако до сих пор ученым попадались лишь разрозненные кости этих существ: черепа встречались отдельно от щитков панциря и от булавы. На этот раз ученые смогли отыскать скелет анкилозавра, что называется, в полной сборке.

Динозавр был обнаружен на территории штата Монтана в отложениях верхнего мела возрастом около 75 млн лет. От него уцелел хвост с 13 позвонками, костяными шипами и булавой, а также череп. На шипах различимы чехлики из ороговевшей кожи, на хвосте можно разглядеть также отпечатки отдельных чешуй. Скорее всего, динозавр после смерти сразу упал в водоем, что и позволило ему сохраниться так хорошо.

Экземпляр был отнесен к новому виду Zuul crurivastator, который стал уже четвертым по счету видом анкилозавров, найденных в этом регионе. В конце мелового периода, когда жили эти существа, море то отступало, то вновь затапливало запад Северной Америки. В результате создавались многочисленные острова, на которых шло активное видообразование.

Напомним, недавно ученые выяснили, как анкилозавры приобрели свою знаменитую булаву. Оказалось, что у первых анкилозавров, живших в конце юрского периода, хвост был полностью гибким. У их потомков в начале мелового периода последние хвостовые позвонки сцепились, образовав жесткую «ручку». И лишь в конце мелового периода на этой «ручке» появилась булава из сросшихся остеодерм, кожных костных пластин.