24 апреля ‘24, Среда

Генетикам впервые удалось извлечь ДНК из египетских мумий

Ученые впервые выделили ДНК из нескольких десятков египетских мумий. Оказалось, что население Древнего Египта, в отличие от современных египтян, избегало смешений с негритянскими народностями Африки.

Об этом говорится в статье немецких генетиков, опубликованной в журнале Nature Communications.

На древнеегипетских мумиях сохранилось множество деталей - следы болезней, татуировки и даже вши, жившие когда-то в волосах египтян. Однако до сих пор все попытки выделить ДНК из мумий были безуспешны - считалось, что ДНК разрушилась из-за жаркого климата региона и веществ, использовавшихся при бальзамировании.

Правда, в 2010 году группа ученых заявила об извлечении ДНК из 16 мумий, включая мумию Тутанхамона. Однако метод полимеразной цепной реакции, использовавшийся при этом, не позволяет отличить древний генетический материал от современных загрязнений. На этот раз ученые воспользовались более продвинутыми технологиями, испробованными на останках неандертальцев и других древних людей.

Материалом для исследования послужили 150 голов мумий из поселения Абусир в 100 километрах к югу от Каира. Поселение было посвящено Осирису, богу мертвых, а головы, собранные при раскопках в XX веке, хранились в немецких музеях. Судя по радиоуглеродным датировкам, мумии приходятся на промежуток в 1300 лет, продлившийся от эпохи позднего Нового царства до периода Римской империи.

Выяснилось, что в мягких тканях мумий ДНК действительно отсутствует, однако она замечательно сохранилась в костях и зубах. Всего ученым удалось прочесть митохондриальный геном 90 мумий. Оказалось, что древние египтяне генетически были ближе к семитским жителям Ближнего Востока, так как в их геноме практически не было примесей, полученных от негритянских народов, живущих южнее Сахары.

Напротив, в геноме современных египтян доля негроидных примесей составляет 15-20%. «Мы не ожидали, что этот сдвиг произошел так поздно», -- поясняет Иоаганнес Краузе, соавтор статьи. По словам ученых, египтяне могли породниться с неграми в Средние века, благодаря распространению ислама и усилению торговли, которая шла через Нил и связывала Северную Африку с субсахарскими регионами.