29 марта ‘24, Пятница

Астрономы поставили под сомнение существование планеты X

Ученые показали, что предположение о существовании гигантской планеты на окраинах Солнечной системы было преждевременным. Факты, которые якобы подтверждают ее существование, связаны исключительно со статистическими прекосами в астрономической базе данных.

К такому выводу пришли канадские специалисты из Университета Виктории, чья статья появилась на портале arXiv. В ближайшее время она будет опубликована в журнале Astronomical Journal.

В январе 2016 года американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин заявили, что за Нептуном может скрываться неизвестная планета Х, девятая по счету в Солнечной системе. Она удалена от Солнца на расстояние, которое в 700 раз превышает дистанцию между Солнцем и Землей, и по массе превосходит нашу планету в 10 раз.

Это утверждение, получившее широкую огласку, было основано на анализе орбит транснептуновых объектов - так называются небесные тела, которые находятся за планетой Нептун. Для ряда таких объектов характерна необычная эллиптическая орбита, которая лежит за пределами основной плоскости Солнечной системы. Браун и Батыгин предположили, что такие орбиты связаны с гравитационным воздействием массивной планеты. Однако авторы статьи предложили более простое объяснение. Оказалось, что дело не планете X, а в погрешностях выборки - астрономы открывают непропорционально много транснептуновых тел с необычными орбитами и невольно игнорируют остальные.

В ходе исследования ученые проанализировали 8 самых отдаленных объектов, которые были обнаружены в рамках проекта OSSOS («Исследование происхождения внешних областей Солнечной системы»). Четыре из них рассматривались в качестве доказательства существования планеты X. Ученые показали - особенности работы телескопов OSSOS мешают открывать объекты с орбитами, не вписывающимися в гипотезу о планете X.

Тем не менее, иногда такие небесные тела всё же попадают в поле зрения ученых. Например, объект 2015 GT50, обнаруженный специалистами OSSOS , ведет себя так, как будто никакой планеты X не существует. Наверняка таких объектов существует гораздо больше, считают авторы статьи, просто в силу технических ограничений их известно пока слишком мало.

«Чтобы объяснить наблюдаемое распределение орбит, нет необходимости предполагать существование планеты X», -- пояснил Кори Шанкмен, соавтор статьи. Впрочем, сам Майк Браун, чьи слова приводятся на сайте журнала Science, с этим не согласен. «Их главный вывод состоит в том, что в их наблюдениях существует огромный перекос, и это правда, но это не значит, что такой перекос существует и у всех остальных».