20 апреля ‘24, Суббота

Эйнштейн был прав: астрономы подглядели за «танцами» черных дыр

Ученым впервые удалось засечь, как две черные дыры вальсируют в сотнях миллионах световых лет от Земли. Наблюдения заняли более 10 лет.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Университета Нью-Мексико, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.

Объектом исследования стала пара сверхмассивных черных дыр, удаленная от нас на 750 млн световых лет и расположенная в галактике 0402+379. По своей совокупной массе две этих дыры превышают массу Солнца в 15 миллиардов раз, а отделяет одну от другой расстояние всего 24 световых года.

Каждые 30 000 лет черные дыры свершают полный оборот друг вокруг друга, однако они движутся настолько медленно и так сильно удалены от нас, что до сих пор считалось невозможным зарегистрировать их вращение. Тем не менее, авторам статьи удалось сделать это с помощью телескопа Very Long Baseline Array.

Этот телескоп представляет собой комплекс из 10 радиоантенн, разбросанных по территории США. В течение 12 лет, с 2003-го по 2015 год, авторы статьи направляли их на черную «парочку» и в итоге смогли пронаблюдать ее движение.

«Представьте себе улитку, которая ползет со скоростью один сантиметр в секунду по недавно открытой землеподобной планете Проксима Центравра b, расположенной в 4,44 световых годах от нас – вот такое угловое движение нам удалось засечь», - пояснил Роджер Романи, соавтор статьи.

Интересно, что предсказанные Эйнштейном гравитационные волны, открытые в 2016 году, возникают в результате слияния парных черных дыр. Наблюдая за тем, как черные дыры кружатся друг вокруг друга, астрономы тем самым подглядели за событиями, которые предшествуют такому слиянию.