19 апреля ‘24, Пятница

Геофизики объяснили пробуждение вулканов снижением уровня моря

Ученые показали, что снижение уровня моря при оледенениях провоцирует активизацию подводных вулканов. Благодаря этому механизму планета «сопротивляется» падению концентрации углекислого газа в атмосфере.

К такому выводу пришли немецкие специалисты из Центра океанических исследований имени Гельмгольца. Статья на эту тему была опубликована в журнале Nature Communications.

Поводом для исследования послужил парадокс, связанный с началом последнего ледникового периода около 80 тысяч лет назад. В это время, когда температура падала, уровень углекислого газа в атмосфере оставался стабильным. Это противоречит основному принципу, лежащему в основе современных климатических теорий, согласно которому колебания температуры Земли напрямую связаны с колебаниями концентрации атмосферного CO2.

Авторы статьи нашли выход из этого затруднения, создав компьютерную модель, учитывающую данные по палеоклиматологии и геодинамике. Модель охватывает вулканы, расположенные в срединно-океанических хребтах, а также 43 основных островных вулкана. Оказалось, что когда при оледенении уровень мирового океана понижается, падающее давление воды на океанскую кору провоцирует дополнительное поступление магмы в подводные вулканы.

В результате активизировавшегося вулканизма в атмосферу выбрасываются 400-700 гигатонн углекислого газа - для сравнения, человечество за всю историю сожгло около 500 гигатонн ископаемого топлива. Дополнительные вулканические выбросы компенсируют общее снижение концентрации атмосферного CO2, и уровень этого парникового газа временно стабилизируются, несмотря на продолжающееся похолодание, говорят ученые.

«Наше исследование показало, что снижение давления на морское дно может стимулировать выбросы лавы и углекислого газа. Приток влуканогенного CO2 мог стабилизировать концентрацию этого газа по мере того, как климат входил в последний ледниковый период», -- рассказал Ларс Рупке, соавтор статьи.

Фактически, в данном случае планета ведет себя как термостат, сопротивляясь возможным изменениям. Кстати, недавно было показано, что Земля умеет сопротивляться и резкому повышению уровня CO2. Когда углекислого газа становится больше и температура растет, осадки усиливаются и формируются огромные озерные системы. Они поглощают излишки углерода и его уровень возвращается к исходному значению.

Шойгу поставил задачу нарастить темпы производства допзащиты для танков