19 марта ‘24, Вторник

Земля погрузилась во тьму на два года из-за астероида, убившего динозавров

Ученые установили, что после падения астероида в конце мелового периода Земля погрузилась во мрак на два года. Это произошло из-за сажи, попавшей в атмосферу в результате масштабных лесных пожаров. Что-то похожее может случиться на нашей планете после ядерной войны.

К такому выводу пришли американские специалисты из Национального центра атмосферных исследований, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как известно, в конце мелового периода, 66 млн лет назад, на Земле произошло массовое вымирание, в ходе которого исчезли динозавры, аммониты и другие группы живых существ. Многие ученые связывают это событие с падением 10-километрового астероида, оставившего после себя 100-километровй кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан.

Авторы статьи решили выяснить, что же происходило на Земле сразу посте столкновения с астероидом. Основное внимание они уделили сферулам - раскаленным капелькам вещества, которые были выброшены в атмосферу в результате удара и затем вызвали масштабные лесные пожары. Слой, содержащий такие сферулы, прослеживается геологами по всему миру.

Оказалось, что в результате пожаров в воздух попало до 15 миллиардов тонн сажи. С помощью современных атмосферных моделей, применяемых в климатологии, ученые показали, что эта сажа экранировала солнечный свет в течение 1,5-2 лет. «Поначалу на Земле было так же темно, как в лунную ночь», -- пояснил Оуэн Тун, соавтор статьи.

Это привело к похолоданию на суше и в океане - температура там упала на 28 и 11 градусов Цельсия, так что в умеренных широтах морозы стояли 3-4 года. Напротив, из-за того, что сажа поглощает солнечный свет, в верхних слоях атмосферы, где она находилась, наблюдался резкий перегрев. Это привело к накоплению водяных паров и временному разрушению озонового слоя, из-за чего обитатели Земли получили сильную дозу космической радиации.

По словам исследователей, моделирование глобального кризиса в конце мелового периода поможет оценить потенциальные последствия ядерной войны. Впрочем, по словам Чарльза Бардена, «сажа, связанная с применением ядерного оружия, будет значительно уступать тому количеству сажи, которое наблюдалось на рубеже мела и палеогена».

Politico: Китай устроит бойкот переговорам по Украине без России