18 августа ‘18, Суббота

Астрономы обнаружили звезду-зомби

Сверхновая iPTF14hls

Астрономы открыли звезду, которая пережила пять взрывов сверхновых. В норме звезды перестают светиться уже после первой такой вспышки.

Об открытии, сделанном американскими астрономами, сообщается в свежем выпуске журнала Nature.

Сверхновые вспыхивают на небосводе в результате взрывов белых карликов и некоторых других типов звезд. Как правило, эти вспышки длятся очень недолго – обычные сверхновые достигают максимальной яркости за несколько недель, а затем по прошествии нескольких месяцев раз и навсегда потухают, оставив после себя безжизненный остов в виде нейтронной звезды.

Тем не менее, сверхновая iPTF14hls, вспыхнувшая в районе созвездия Большой Медведицы в сентябре 2014 года, стала исключением из этого правила. Поначалу эта вспышка ничем не отличалась от обычных сверхновых. Астрономы заподозрили неладное, когда стало ясно, что после взрыва iPTF14hls не собирается гаснуть - она продолжала ярко светить на протяжении 600 дней, тогда как сверхновым такого рода приходит конец после 100 дней свечения.

Более того, яркость звезды то падала на 50%, то повышалась вновь, как если бы звезду сотрясали всё новые взрывы. Наконец, изучив архивные снимки звездного неба, ученые обнаружили, что в 1954 году на том же месте уже происходила вспышка сверхновой. Всего звезда взорвалась по меньшей мере пять раз, и ни один из взрывов не смог «убить» ее окончательно.

«Возможно, мы имеем дело с очень массивной и раскаленной звездой, в ядре которой образуется антиматерия. Из-за этого звезда ведет себя очень нестабильно и периодически взрывается», -- говорит Дениэль Кейсен. По его словам, до сих пор астрономам не удавалось наблюдать такой феномен. Кейсен считает, что взрывы будут происходить еще несколько десятилетий, но в конце концов случится коллапс звезды и на ее месте образуется черная дыра.