29 марта ‘24, Пятница

«Улитки» на Марсе свидетельствуют о былой вулканической активности

Спиралевидные образования на поверхности Марса говорят о потоках лавы, которые вырывались из глубин планеты, и опровергают гипотезу о действии ледяных масс.

Долина Атабаска, расположенная в экваториальной части Марса, давно привлекала внимание исследователей. Так, вызывало споры строение небольшой равнины Церберус Палус (Cerberus Palus), расположенной в юго-западной части Атабаски недалеко от впадины Цербера. Равнина сложена плоскими полигональными плитами, которые несут на себе явственные следы горизонтального переноса. Одни ученые полагают, что эти плиты переносились паковым льдом (льдом большой толщины), другие считают, что их переносили лавовые потоки.

Новые наблюдения, сделанные американскими астрономами, позволяют разрешить эту дилемму. Исследователи внимательно изучили фотографии марсианской равнины, сделанные с помощью высокочувствительной камеры HiRISE, установленной на борту Mars Reconnaissance Orbiter, автоматической станции NASA. В пространстве между плитами, свободном от космической пыли, они обнаружили 269 спирально закрученных образований, диаметр которых варьирует от 5 до 30 метров.

Такие же спирали образуются на поверхности остывающей лавы Земли, когда сталкиваются два лавовых потока разной скорости и густоты. Правда, на нашей планете диаметр подобных «улиток» меньше, чем на Марсе, и достигает всего около 10 метров. Действием же льдов возникновение спиралевидных структур объяснить невозможно. Следовательно, плиты, которые наблюдаются в долине Атабаска, имеют вулканическое происхождение. Они представляют собой куски затвердевшей лавы, которые затем раскалывались и переносились новыми лавовыми потоками.

Ученые полагают, что подобные «улитки» в дальнейшем могут быть обнаружены и в других регионах Марса. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science.