28 марта ‘24, Четверг

На Титане обнаружили подземный океан

Существование океана выдают приливные волны, которые изменяют форму Титана, когда он приближается к Сатурну.

Ученые проанализировали данные, полученные космическим зондом NASA Cassini, и пришли к выводу, что в недрах Титана, спутника Сатурна, располагается океан. Статья на эту тему вышла в свежем номере журнала Science.

Титан совершает полный оборот вокруг Сатурна всего за 16 дней, поэтому астрономы с помощью аппаратуры Cassini смогли наблюдать за формой планеты на всем протяжении ее орбиты. Оказалось, что в зависимости от своего положения относительно Сатурна Титан то вытягивается, то сжимается. Так как Титан имеет не сферическую, а эллипсовидную форму, и, когда он подходит к Сатурну близко, длинная ось эллипса растет. Наоборот, когда через 8 дней Титан отдаляется от Сатурна, его длинная ось становится короче.

Ученые рассчитали, что если бы Титан полностью состоял из твердого вещества, то сила притяжения Сатурна не оказывала бы на него столь серьезного воздействия. В этом случае высота выпуклости, возникающей при приближении к Сатурну, не превышала бы одного метра. В действительности же Титан вытягивается в общей сложности на 10 метров. Как считают исследователи, это явление вызвано существованием подземного океана, приливные волны которого и изменяют форму Титана.

По расчетам астрономов, океан лежит на глубине более 100 метров и представляет собой слой жидкости, отделяющей гибкую оболочку Титана от его более твердой мантии. Воды подземного океана служат резервуаром метана, и, кроме того, насыщены аммиаком и сульфатом аммония, что делает их более плотными, чем воды океана на Земле. Океан Титана очень холоден, так как не нагревается за счет внутреннего тепла планеты. По этой причине, полагают ученые, жизнь в нем существовать не может.