29 марта ‘24, Пятница

Светила-гиганты возникли в результате слияния обычных звезд

Компьютерная модель позволила выяснить механизм формирования самых крупных звезд во Вселенной.

Немецкие астрономы из Института астрономии имени Аргеландера пришли к выводу, что гигантские звезды в туманности Тарантула образовались путем слияния нескольких светил меньшего размера. Результаты исследования опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Туманность Тарантула, входящая в Большое Магелланово облако, расположенное недалеко от нашей галактики, представляет собой активную область звездообразования. В туманности имеется скопление R136, где находятся самые крупные и горячие звезды из тех, что когда-либо были обнаружены астрономами. Так, два года назад в этом регионе была открыта самая крупная из известных на сегодня звезда - голубой гигант R136a1. Его масса превышает массу Солнца в 256 раз, а температура поверхности равна почти 40 тысячам градусов Цельсия.

Исследователи изучили расположение и свойства звезд региона R136 и построили по этим данным компьютерную модель, имитирующую рождение скопления в 170 тысяч звезд. Сначала все эти «виртуальные» звезды были стандартных размеров, а масса самых крупных из них не превышала массу Солнца более чем в 150 раз. Однако затем с помощью модели ученые проследили 3,5 миллионов лет существования этого скопления и выяснили, что многие из звезд в нем слились.

«Если парные звезды, обычные для Вселенной, вращаются друг вокруг друга на очень вытянутой орбите, то одна из них под действием притяжения соседних звезд может оторваться и слиться с какой-либо другой звездой», -- пояснил Банерджи Самбарана, один из авторов работы. Ученые подчеркивают, что их модель, с помощью которой удалось установить механизм формирования звезд-гигантов, является самой сложной из тех, что когда-либо разрабатывались астрономами.

УАЗ возобновил выпуск экспедиционных «буханок» за 1,7 млн рублей