29 марта ‘24, Пятница

Российскими палеонтологами описан полный скелет древнего панголина

Кости пролежали в коллекции 30 лет, ожидая исследователей.

Сотрудники Палеонтологического института РАН имени А.А. Борисяка Александр Агаджанян и Петр Кондрашов описали из палеоценовых отложений Монголии полный скелет эрнанодона – млекопитающего с копательными конечностями. Статья, посвященная находке, опубликована в журнале Journal of Vertebrate Paleontology.

Эрнанодон (Ernanodon antelios) был найден рядом с местечком Наран Булак на северо-западе Монголии еще в 1980-х и всё это время хранился в коллекциях Палеонтологического музея. Возраст находки составляет около 57 миллионов лет.

Впервые сильно деформированные кости этого животного были описаны еще в 1979 году из Китая, однако таксономическая принадлежность эрнанодона вызывала споры. Более того, некоторые палеонтологи полагали, что кости, найденные в Китае, принадлежали не одному, а двум разным видам.

Монгольский скелет животного включает кости позвоночника, а также передние и задние конечности. Он позволяет положить конец спорам вокруг эрнанодона. «Обычно азиатские млекопитающие палеоцена описываются лишь по черепам, так что находка других частей скелета является большой удачей», -- пояснил Кондрашов.

Ученые сравнили скелет эрнанодона с современными млекопитающими и пришли к выводу, что, вопреки устоявшемуся мнению, это животное близко не к отряду неполнозубых (к нему принадлежат броненосцы, муравьеды и ленивцы), а относится к примитивным панголинам.

Образ жизни эрнанодона еще предстоит изучить, но, по-видимому, он использовал свои конечности как для добывания пищи, так и для рытья нор. Эрнанодон появился вскоре после вымирания динозавров, когда млекопитающие начали укрупняться и приступили к эволюционным «экспериментам», осваивая новые экологические ниши.