28 марта ‘24, Четверг

Ученые назвали падение челябинского метеорита «тревожным звоночком»

В журнале Science опубликовано первое исследование упавшего в феврале 2013 года метеорита «Челябинск». Авторами статьи стали ученые из институтов Российской академии наук, их коллеги из Финляндии, специалисты НАСА, Калифорнийского университета в Дэвисе (США) и других учреждений – всего 57 человек из девяти стран мира.

По мнению участвовавшего в исследованиях профессора Цин-чжу Иня, падение челябинского метеорита – «тревожный звоночек». «Если человечество не хочет пойти по пути динозавров, подобные события надо изучать во всех подробностях», – заявил сотрудник Калифорнийского университета в Дэвисе.

Как отметили авторы статьи, «Челябинск» принадлежит к самому распространенному типу метеоритов – обыкновенным хондритам. Мощность произошедшего взрыва ученые оценили в 600 тысяч тонн в тротиловом эквиваленте. Внимательно изучив все доступные видеозаписи падения небесного тела, специалисты пришли к выводу, что его скорость при вхождении в земную атмосферу составляла 19 километров в секунду, что несколько выше первоначальных предположений.

«Наше моделирование падения метеорного тела показало, что ударное воздействие было вызвано 20-метровым осколком, эффективно распавшимся на фрагменты на высоте 30 километров», – пояснила старший научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Ольга Попова.

Пика яркости метеор достиг при взрыве на высоте 29,7 километров. Свечение достигло такой силы, что несколько человек получили ожоги. В момент взрыва испарилось примерно три четверти метеорного тела. Оставшаяся часть превратилась в пыль, и лишь 0,05 процента, или 4—6 тысяч килограммов, достигли земли в виде метеоритов.

Крупнейший осколок тела весом около 650 килограммов был извлечен со дна озера Чебаркуль в октябре экспедицией Уральского федерального университета под руководством профессора Виктора Гроховского. Посетившие 50 населенных пунктов ученые установили, что ударная волна взрыва нанесла ущерб территории, ограниченной расстоянием около 90 километров по обе стороны траектории падения.

Причиной распада метеорного тела стала перегрузка при вхождении в атмосферу на высокой скорости. Скорее всего, способствовало разделению на части наличие в теле трещин от некоего воздействия, произошедшего сотни миллионов лет назад.

Последнее предположение подтверждает проведенный калифорнийскими специалистами химический и изотопный анализ метеоритов. Возраст «Челябинска» ученые оценили в 4,452 миллиона лет. Предположение японских исследователей относительно его природы состояло в том, что он происходил из астероидного семейства Флоры, но этому противоречит тот факт, что тело подвергалось воздействию космических лучей только 1,2 миллиона лет, что нетипично для этого семейства. Другой вариант состоит в том, что «Челябинск» оторвался от большой связки астероидов, 1,2 миллиона лет назад проходившей недалеко от Земли.