13:05
Москва
26 марта ‘19, Вторник

Доктор Хаус портит врачей

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Главный герой известного телесериала доктор Грегори Хаус, так же как и врачи из «Анатомии страсти», служит плохим примером для начинающих медиков. Непрофессиональное поведение и нарушение этических принципов телегероев возмущают специалистов.

Полюбившийся многим российским телезрителям доктор Грегори Хаус нарушает правила поведения профессионального врача каждый раз, когда они мешают ему лечить пациента. Зачастую он оказывается прав, но подобное поведение вряд ли приемлемо для реальных врачей. Американские специалисты предлагают задуматься о том, как популярные сериалы влияют на поведение молодых и еще только учащихся врачей.

Студент-медик Мэттью Чарны из университета Джона Хопкинса (Балтимор), изучающий проблемы медицинской этики, совместно с коллегами просмотрел 46 серий из двух популярных сериалов о врачах, которые в русскоязычном переводе получили названия «Доктор Хаус» и «Анатомия страсти». Они отмечали все случаи, когда поведение докторов нарушало этические нормы, было непрофессиональным или же, напротив, становилось образцом для подражания.

Изучая вторые сезоны обоих сериалов, Чарны выделил 179 описаний решения врачом профессионально-этической дилеммы, которые затрагивают 11 различных проблем, начиная от информированного согласия на пересадку органа и заканчивая разрешением на экспериментальное лечение.

Наиболее часто врачам приходилось получать информированное согласие больного. Всего таких случаев оказалось 49, и в 46 из них врачи в целом вели себя адекватно. Во всех примерных эпизодах врач проявлял осведомленность в проблеме, вел себя сострадательно по отношению к пациенту и совместно с ним выбирал один из возможных вариантов лечения. В оставшихся моментах специалист принимал поспешное решение, не учитывающее всех факторов риска, отказывался отвечать на вопросы и не рассказывал о возможных негативных последствиях. В 22 случаях врач демонстрировал сомнительное отклонение от стандартной практики в желании быстрее приступить к лечению. И в 18 случаях врач-нарушитель не нес наказания. Например, в одной из серий «Анатомии страсти» молодой специалист безнаказанно подделал подпись лечащего врача.

Но самым злостным нарушителем оказался доктор Грегори Хаус. Согласно выводам Чарны, он постоянно пренебрегает необходимостью получить согласие пациента перед опасным лечением. А если он и получает согласие, то не перечисляет больному все возможные негативные последствия. Кроме того, в телесериалах врачи слишком часто прибегают к экспериментальным методам лечения.

Отдельно исследователи выделили около 400 случаев личных отношений, в части из которых врачи вели себя примерно, а в части -- полностью нарушали принципы. Речь идет как об отношениях между врачами, так и между врачами и пациентами. В частности, Чарны выделил 58 случаев проявления неподобающих сексуальных отношений в «Анатомии страсти» и 11 случаев -- в «Докторе Хаусе». Наконец, из 178 случаев взаимоотношений между профессионалами только в девяти коллеги демонстрировали образцовое поведение. Наиболее частая проблема -- открытое неуважение к мнению коллеги. Особенно злостно нормы профессиональной этики нарушают врачи из «Доктора Хауса».

Между тем ранее соавторы Чарны по новой работе обнаружили, что 80% студентов-медиков смотрят популярные сериалы о жизни врачей. Соответственно, все они могут невольно перенимать нормы поведения, придуманные сценаристами. В то же время телесериалы способны заставить студентов думать и говорить об этических проблемах.

Результаты исследования вошли в апрельский номер Journal of Medical Ethics.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Около 10 тысяч человек вышли на митинг в Магасе
Реклама

Мы рекомендуем
26.03.2019, 12:13
Общественник и публицист Эдуард Лозанский прокомментировал завершение расследования «российского дела» в США.
26.03.2019, 11:01
Более 14% российских заемщиков (8 миллионов человек) отдают 50% доходов на погашение кредитов.
Реклама