25 апреля ‘24, Четверг

Парусник XVIII-XIX веков найден недалеко от Ялты

Археологи при помощи научно-исследовательского аппарата «Софокл» нашли 30-метровый парусник с грузом мрамора или гранита, лежащий на глубине около 140 м. Корабль затонул в конце XVIII или начале XIX века.

На дне Черного моря недалеко от Ялты обнаружен хорошо сохранившийся парусный корабль. Об этом сообщил директор департамента подводного наследия Института археологии Украины Сергей Воронов, передает РИА «Новости».

Археологи нашли двухмачтовый парусник во время испытаний экспериментального глубоководного научно-исследовательского аппарата «Софокл» с дистанционным управлением. По словам Воронова, 30-метровый парусник, лежащий на глубине около 140 м в 9 км от берега, прекрасно сохранился.

Ученые предполагают, что корабль затонул в конце XVIII или начале XIX века. «Это предварительная оценка -- мы судим по форме якорей, мачт и по тому, как сделана обшивка судна», -- пояснил Воронов.

Гриновская бригантина

«Крышки ведущих в трюм люков сорваны, сквозь них видно уложенный в трюме груз -- мраморные или гранитные плиты. В это время на Южном берегу Крыма активно велось строительство, мы предполагаем, что плиты предназначались для одного из дворцов на побережье», -- добавил ученый.

По внешнему виду корабля можно сделать предположение о причине его гибели. «Обе мачты сломаны, так что, видимо, на море был жестокий шторм. Причиной кораблекрушения могло стать смещение тяжелого груза -- часть плит выпала (из трюма), они лежат вокруг судна», -- рассказал Воронов.

Ученые дали находке имя «гриновская бригантина» за богатое парусное оснащение и внешнее сходство с кораблем, который Александр Грин описал в повести «Алые паруса».

По данным Сергея Воронова, исследователи пока не планируют поднимать судно на поверхность. «Скорее всего, в ближайшие годы раскопками бригантины мы заниматься не будем. Может быть, поднимем несколько мраморных плит, чтобы идентифицировать груз», -- отметил руководитель экспедиции.

«Гриновская бригантина» -- второй старинный затонувший корабль, найденный в августе у берегов Крыма. В начале месяца ученые из департамента подводного наследия Украины обнаружили хорошо сохранившийся военный парусно-гребной корабль времен Средневековья недалеко от курортного поселка Форос.

Первая находка

9 августа на траверзе мыса Форос во время испытаний «Софокла» на глубине 137 м найдены фрагменты деревянного парусно-гребного судна длиной 32 м, шириной 6,2 м и высотой над грунтом 1,2 м. Как сообщает онлайн-газета «Новый Севастополь», идентификация объекта проходила 1 час 15 минут в условиях сильного подводного течения.

Судя по сохранившейся в идеальном состоянии керамике на верхней палубе судна, оно затонуло в VIII-IX веках. По мнению Воронова, судно могло принадлежать Византии, а по техническим характеристикам это военный корабль.