Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:55
Москва
28 марта ‘24, Четверг

В 2010 году «Миры» продолжат нырять на Байкале

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В 2010 году российским глубоководным аппаратам «Мир-1» и «Мир-2» предстоит продолжить погружения в самое глубокое озеро планеты. Ученые планируют уделить внимание и поискам золота Колчака.

Экспедиция «Миры» на Байкале» проведет третий сезон исследований на самом большом в мире пресноводном озере в 2010 году. Об этом сообщил вице-президент Фонда содействия сохранению озера Байкал (ФССОБ) Михаил Борзин, передает РИА «Новости».

Старт экспедиции предварительно назначен на 1 июля 2010 года с иркутского берега. Ранее предполагалось, что «Миры» отправятся в Атлантику.

«Первого июля будет дан старт третьего сезона экспедиции по исследованию Байкала. Самое удобное время в сезоне, июль, аппараты поведут на юге озера. Научная часть исследований будет выполнена в полном объеме, также мы планируем уделить большое внимание поиску артефактов, в том числе и «золоту Колчака», -- сообщил Борзин.

В 1914-1917 годах около трети золотого запаса России было отослано на временное хранение в Англию и Канаду, а примерно половину вывезли в Казань. Более 500 тонн золота 7 августа 1918 года захватили войска Народной армии и отправили в Самару, откуда потом -- в Уфу, а в ноябре 1918 года -- в Омск, в распоряжение правительства Колчака. 31 октября 1919 года золотой запас погрузили в 40 вагонов для перевозки по Транссибирской магистрали. 27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотом прибыли на станцию Нижнеудинск, где представители Антанты вынудили адмирала Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса. 15 января 1920 года чешское командование выдало большевикам адмирала и часть золотого эшелона. Следы оставшихся в руках союзников ценностей затерялись. По мнению ряда исследователей, золото до сих пор лежит в банках Великобритании и Японии, другие полагают, что именно благодаря захваченным ценностям Чехословакия пережила экономический подъем в 20-30 годах прошлого века. Однако есть версия, что часть золотого запаса, вывезенного белыми из Казани, затерялась на сибирских просторах или лежит на дне Байкала.

«Тема поиска золота Колчака -- вот уже век неизменно завораживающая и главенствующая из всех, связанных с историей Байкала. В прошлом году экспедиция, организованная нашим фондом, вплотную подошла к этой загадке. Но вопросов стало только больше», -- отметил председатель попечительского совета ФССОБ Михаил Слипенчук, который добавил, что идет подготовка «к новому сезону погружений и к новым открытиям».

Научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале» началась в 2008 году. В течение нескольких летних месяцев российские глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» исследовали озеро в поисках новых видов флоры и фауны, а также опустились в самое глубокое место Байкала, оно расположено в центральной части озера, около острова Ольхон, где глубина более 1,5 тысячи метров. В сезоне 2009 года экспедиция работала сначала в южной части озера, а в начале августа прошлого года -- в его северной акватории.

Прошлые итоги

22 апреля специалисты московского Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова представили предварительные итоги международной научно-практической экспедиции «Миры» на Байкале». Они опубликованы на сайте ФССОБ.

Все исследования Байкала подразделялись на биологические, геологические, геохимические и гидрофизические. За два года проведено 122 погружения аппаратов «Мир» на всей акватории озера. В результате работ исследовано вертикальное распределение планктона и ихтиопланкона, поведение и ориентация в пространстве массовых эндемичных видов амфипод макрогектопус (Мacrohectopus branicki), эпишуры (Epishura baicalensis) и голомянки Comephorus, входящих в состав единой пищевой цепи в сообществах склоновых и центральных районов Байкала. Определен видовой и размерный состав массовых эндемичных видов в придонной области и на поверхности осадков, а также поведенческие реакции амфипод (ориентировочно четырех видов), а также коттоидных рыб (по крайней мере, четырех видов), а также турбеллярий.

Проведенные с помощью «Миров» визуальные наблюдения позволили получить новые данные о характере проявления рифтообразующего разлома на западном склоне центральной части Байкальской впадины. Изучены морфологические признаки кинематики разломов. Западный борт Среднего Байкала представляет собой мощную зону разрывных нарушений сбросового типа. Подводный рельеф склона резко расчлененный -- это система террас с обрывистыми стенками высотой до 160 м. На глубине около 1400 м дно выполаживается. В этой глубоководной части Байкальского рифта накапливается мощная толща осадков, покрытых тонким слоем пелитового ила.

В заливе Листвяничный на глубине 300 метров удалось найти ящики с патронами времен Гражданской войны. На континентальном восточном склоне озера найдены фрагменты вагона примерно тех же времен. Некоторые специалисты предполагают, что вагон может иметь отношение к Колчаку.

К наиболее важным результатам работ экспедиции с использованием аппаратов специалисты относят обнаружение в 2008 году на дне Байкала битумных построек в районе глубоководного высачивания со дна природной байкальской нефти и газа, а также находка в 2009 году на дне Байкала целых холмов, состоящих из массивных газовых гидратов, слегка припорошенных осадками. Оба этих открытия оказались неожиданными.

Открытие холмов массивных газовых гидратов, расположенных непосредственно на дне озера, выходит далеко за рамки исследования собственно озера Байкал, уверены ученые. Газовые гидраты -- льдоподобные кристаллические соединения метана с водой -- емкие резервуары энергетического сырья. В одном кубометре гидрата содержится до 162 кубометров метана. По современным оценкам, ресурсы метана в природных газовых гидратах Мирового океана могут превышать ресурсы всех горючих полезных ископаемых на суше. Однако многие вопросы геологии газовых гидратов и технологии их добычи со дна не решены. Фрагменты газовых гидратов были отколоты от массива на дне Байкала и подняты на борт судна-носителя с помощью специального контейнера.

Аэропорты просят не запрещать проход в терминалы встречающих и провожающих пассажиров
Реклама