21:20
Москва
23 сентября ‘17, Суббота

Платоновский фестиваль превратил Воронеж в культурную столицу

Опубликовано
Текст:

Классика и авангард, этно и джаз, опера и драма, вечера поэзии и книжные ярмарки, художественные выставки и творческие встречи, театрализованные уличные шествия и элитарные постановки… На 12 дней Воронеж превратился в настоящую культурную столицу России. В первой половине июня в городе состоялся грандиозный международный Платоновский фестиваль, который ежегодно проходит под личным патронатом губернатора области Алексея Гордеева.

Прошедший фестиваль получился настолько удачным, что многие участники и зрители сошлись во мнении: такими темпами через несколько лет «Платоновфест» встанет в один ряд с крупнейшими мировыми форумами – такими, как в Вене, Авиньоне или Эдинбурге. Международный Платоновский фестиваль искусств в Воронеже проводится уже шесть лет, и с каждым годом обогащается его программа, растет не только количество, но и «качество» участников.

В этом году воронежцы увидели постановки Роберта Уилсона, Даниэле Финци Паска и театра «Буфф дю Нор», работы видных отечественных режиссеров Андрея Могучего, Виктора Рыжакова, Тимофея Кулябина и Юрия Погребничко, выступления камераты нидерландского Королевского оркестра Концертгебау и Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. И конечно, стержнем фестиваля стал образ и творчество уроженца воронежской земли, писателя Андрея Платонова.

Культурная столица России переместилась в Воронеж

«Мы слышали такие оценки, что на 12 дней фестиваля культурная столица страны перемещается в Воронеж, - заявил на церемонии открытия Платоновского фестиваля искусств-2016 губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. - Мы уже видим, что задан высокий уровень, и репутация фестиваля продолжит широкое шествие по всей нашей стране, а может быть и дальше».

VI Международный Платоновский фестиваль искусств – это артисты 20 стран и четыре направления – театр, выставки, музыка и, конечно, литература. Драматические спектакли, хореография и опера, визуальный и синтетический театр, классическая музыка, джаз и world-music, живопись и графика, видео-арт и инсталляции, проза, поэзия и драматургия. Были задействованы все имеющиеся в Воронеже площадки.

«Это замечательный фестиваль, пожалуй, он даже лучше, чем его столичные аналоги, - рассказал в интервью Infox.Ru писатель Андрей Битов, лауреат Платоновской премии-2015. – Для меня Воронеж – прежде всего город Платонова и Мандельштама, замечательный губернский центр, сохранивший свое предреволюционное лицо. Чудное место».

От «Носорога» до «Крокодила-обманщика»

«Платоновфест-2016» открыл постоянный участник авиньонского, эдинбургского и венского фестивалей. Коллектив Национального театра Крайовы, одного из старейших и самых известных театров Румынии, показал в Воронеже постановку «Носорога» - знаменитой пьесы основоположника театра абсурда Эжена Ионеско, который стремился создать «свирепый, безудержный» театр — «театр крика», как характеризовали его некоторые критики. Не менее известен и постановщик – один из главных театральных авангардистов XX – XXI веков Роберт Уилсон.

На закрытии фестиваля также показали спектакль – неожиданное прочтение барочной оперы XVII века, написанной когда-то Генри Пёрселлом и получившей новую жизнь благодаря французскому театру «Буфф дю Нор». «Крокодил-обманщик / Дидона и Эней» стал прекрасным завершением грандиозного форума искусств. Между этими двумя вечерами уместились 12 дней театральных постановок, концертов, выставок, творческих вечеров писателей и поэтов.

«Проведение таких фестивалей, как Платоновский, имеет огромное и безусловное значение для развития местных театров и искусства в целом. Конечно, сегодня благодаря интернету человек, даже сидя в глухой деревне, может ознакомиться, при желании, со всем миром. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, что ты, как говорится, «вживую», реально видишь, что происходит в мировом театральном процессе», – заявила корреспонденту Infox.Ru помощник художественного руководителя по литературной части Московского театра «Современник», исполнительница роли Татьяны в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» Евгения Кузнецова.

Как отметила завлит «Современника», проведение подобных фестивалей необходимо не только для публики, но и для тех, кто занимается любым видом современного искусства профессионально. Любому творческому человеку необходимо, чтобы и дальше совершенствоваться в творчестве и расширить собственные горизонты. «Это нужно для того, чтобы мы не замыкались каждый в своем узеньком мирке, не завязывались на все шнуровки, сидели и говорили: «Я великий», как у нас принято. Для того, чтобы развиваться, необходимо понять, в каком направлении, и делать это можно только в контексте, и такие фестивали его дают», – заключила Евгения Кузнецова.

Город, в котором читают Платонова

Имя Андрея Платонова – не просто символ. Произведения, отражающие дух его творчества и его эпохи – важная часть программы. Была показана серия московских спектаклей по произведениям Андрея Платонова - «Чевенгур» Юрия Погребничко, «Епифанские шлюзы» от студентов колледжа при МХТ и «Платонов. Фро» воспитанников Виктора Рыжакова. В классической части музыкальной программы – произведения его современников, а также редко исполняемая «Песня из романа Платонова» советского и российского композитора Александра Вустина, представленная Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова.

«Очень важно, что имя Андрея Платонова и его дух звучали на протяжении фестиваля, - подчеркнул глава Воронежской области Алексей Гордеев. - Повторю еще раз фразу из произведения Платонова: «Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях». Думаю, что фестиваль выполнил эту очень важную, благородную общественную задачу».

Одной из главных частей «платоновской» программы, безусловно, стала организованная на Советской площади эстафета-чтение произведений знаменитого прозаика. Гости фестиваля, воронежские политики, бизнесмены, деятели культуры, горожане самых разных возрастов и профессий прочли с листа отрывки из произведения земляка. В этом году выбрали повесть «Хлеб и чтение» – первую часть так и не оконченного «Технического романа», в свое время изъятую ОГПУ. Значительно переработанный в недрах органов внутренних дел текст был издан, и только в 2000 году удалось воссоздать первоначальный вариант произведения без непрошенного «соавторства». Фрагменты из середины повести прочли губернатор региона Алексей Гордеев и кинорежиссер Александр Сокуров.

«Платоновское упрямство в постижении человека»

Символично, что, как и фестиваль в целом, Платоновская премия, учрежденная в 2011 году правительством Воронежской области, вручается не только литераторам, но и деятелям искусства. Лауреатами премии становились художественный руководитель академического Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев, художник-мультипликатор Александр Петров, писатели Борис Екимов Андрей Битов.

«Мне очень понравилось, как названа номинация – за «эстетическую верность «одинокому голосу человека», замечательная формулировка. Это свидетельствует об уровне того, что там делается, а также показывает уровень жюри. Это чуть ли не лучшая премия из всех, мною полученных»,– поделился впечатлениями Андрей Битов.

В этом году в центре внимания оказалось кино – за «платоновское упрямство в постижении темы человека в котловане истории» премию вручили кинорежиссеру и сценаристу, народному артисту России Александру Сокурову.

«Мы действительно почувствовали созвучие вашего творчества и творчества Андрея Платонова. Мы, воронежцы, вам благодарны за то, что вы одним из первых вернули его творчество, реанимировали имя Андрея Платонова в те, в общем-то еще непростые времена для нашей большой страны под названием Советский Союз, – заявил губернатор региона Алексей Гордеев, вручая премию. – Ваша картина «Одинокий голос человека» настолько созвучна сейчас с нашей жизнью, чтобы мы не поддавались эмоциям толпы, а понимали, что именно одинокий голос человека, простирая все пространства на века, может создавать крепкое государство, сильное общество и правильного человека».

Александр Сокуров получил диплом, памятный нагрудный знак лауреата Платоновской премии и сертификат на один миллион рублей.

«Это для меня большая честь, потому что тяжелее всего художественному автору добиться понимания и поддержки у своих соотечественников. Это всегда большая победа», - уверен Александр Сокуров.

Лауреат Платоновской премии-2016 провел творческую встречу со зрителями, на которой присутствовал Алексей Гордеев с супругой Татьяной Гордеевой. А потом состоялся показ новой картины мастера «Франкофония». Документально-игровая лента был снята в прошлом году. На 72-м Венецианском кинофестивале «Франкофонию» назвали лучшим европейским фильмом конкурсной программы по версии Федерации европейских и средиземноморских кинокритиков (FEDEORA).

Искусство туризма

Программа Платоновского фестиваля настолько разнообразна и обширна, что действительно способна удовлетворить любого зрителя. «Платоновфест» – безусловно, один из главных столпов регионального событийного туризма. В июне Воронеж становится магнитом как для ценителя высокого искусства и поклонников достаточно сложного творчества Андрея Платонова, так и для туристов, которым просто нравятся яркие зрелища, например, Театральный парад, который уже впору именовать городским карнавалом. В этом году мероприятия фестиваля в общей сложности посетили около 77 тысяч зрителей.

Как отмечают специалисты, событийный туризм – один из самых прибыльных. В перспективе развитие этого направления дает укрепление малого и среднего бизнеса, увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест и улучшение социального климата.

«Событийный туризм – один из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового туризма, а также мощный инструмент продвижения территории. По некоторым данным, темпы его роста составляют более 20% в год. Однако лишь немногие российские регионы могут конкурировать с такими городами как Лас Вегас, Барселона или Канны: в России большинство событий сосредоточено в Москве, – заявил Infox.Ru Павел Морозов, основатель агентства Pioner&Co, эксперт в маркетинге территорий. – Платоновский фестиваль – один из самых мощных фестивалей России за пределами двух столиц как по программе, так и по продвижению. Это способ показать urbi et orbi возможности города в культурной среде».

Завершающим аккордом фестиваля стала награда, которую вручили коллективу дирекции самого значимого для региона культурного события. Из рук губернатора директор Международного Платоновского фестиваля искусств Любовь Пристинская получила почетный знак правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской».

«Прошедшие двенадцать дней марафона погружения в море высокого искусства стоят трудов. Мы как начальники знаем: одно дело – участвовать, смотреть, радоваться и эмоционально воспринимать, а другое – все организовывать, работать сутками и переживать из-за каких-то проблем, например, из-за погоды, которую, тем не менее, мы преодолели», – подчеркнул губернатор области Алексей Гордеев.

«Человек должен быть радостью»

Нынешнее время – не самое простое в истории. Однако фестиваль имени Андрея Платонова, автора «Чевенгура» и «Котлована», еще раз напоминает: бывали времена и похуже. Высокая сила искусства помогает преодолеть любые невзгоды.

«Я вспоминаю слова, которые ложатся в сегодняшний контекст: человек должен быть радостью. Это очень созвучно сегодняшнему сложному и тревожному времени, в котором мы живем. Давайте наслаждаться морем искусства, которое нам представляет наш любимый фестиваль», – призвал губернатор Воронежской области. И, выступая на закрытии шестого по счету «Платоновфеста», уже заговорил о следующем.

«Несмотря на грустную минуту завершения, мы сегодня не говорим «прощай», а говорим «до свидания». И уже приветствуем новый, седьмой Платоновский фестиваль!» – заключил Алексей Гордеев.

Реклама


Мы рекомендуем

23.09.2017, 14:23
Российская теннисистка Анастасия Павлюченкова поборется за титул чемпионки турнира WTA в Токио (Япония).
22.09.2017, 22:49
Ученые вычислили, как много людей могло жить на острове Пасхи в период расцвета туземной цивилизации. Это помогло понять, как островитянам удалось воздвигнуть гигантские статуи.

Реклама