Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:03
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Южный Урал в контексте евразийской интеграции

Опубликовано
Текст:

14-й форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана пройдет в Челябинске. Предложение губернатора Южного Урала Бориса Дубровского поддержали президенты обеих стран. Мероприятие станет первым в череде крупных событий, которые будут организованы на Южном Урале в ближайшие годы.

14-й форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана пройдет в Челябинске. Предложение губернатора Южного Урала Бориса Дубровского поддержали президенты обеих стран. Мероприятие станет первым в череде крупных событий, которые будут организованы на Южном Урале в ближайшие годы.

«Нам такая честь уже однажды была оказана, и мы принимали II Форум в 2005 году, мои земляки – южноуральцы с большой теплотой вспоминают визит в Челябинск Владимира Владимировича Путина, Нурсултана Абишевича Назарбаева, - заявил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. - Заверяю, что, если решение в пользу Челябинска будет принято, мы приложим все усилия и оправдаем оказанное высокое доверие».

Между Европой и Азией

Единая таможенная граница, выгодное расположение, давние связи. Через Россию и Казахстан проходят важнейшие торговые пути между Европой и Азией. Реализуются масштабные проекты в промышленности, энергетике и сельском хозяйстве. Страны углубляют технологическую кооперацию и выстраивают общую транспортную инфраструктуру.

«Самую активную роль в расширении двустороннего сотрудничества играют регионы – субъекты Российской Федерации и акиматы Республики Казахстан», - подчеркнул президент России Владимир Путин, выступая на закончившемся недавно XIII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана.

Благодаря выгодному географическому положению Южный Урал оказался в самом центре евразийских интеграционных процессов. Символично, что именно в Челябинске было принято решение об отмене визового режима между Россией и Казахстаном, ставшее серьезнейшим импульсом в развитии приграничных территорий.

«Челябинская область занимает в структуре трансграничного сотрудничества России и Казахстана достаточно заметное место в силу того, что это один из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. Там развиты тяжелое машиностроение, металлообработка, ряд других направлений, которые занимают в товарообороте двух государств достаточно видное место, - рассказал корреспонденту Infox.Ru заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Валентинович Грозин.- Если посмотреть на структуру казахстанского экспорта из России, видно, что именно изделия тяжелого машиностроения, станкостроения занимают одну из ведущих позиций. Казахстан сейчас вплотную занимается реализацией, условно говоря, стратегии второй индустриализации. На это направлены все основные казахстанские внешнеэкономические решения последнего времени».

Казахстан - главный стратегический партнер южноуральского региона. Торговый оборот составляет почти два миллиарда долларов, по этому показателю Южный Урал занимает второе место в России. А российско-казахстанский форум, который пройдет в столице Южного Урала, еще больше укрепит экономические и социальные связи.

«Для Челябинской области это плюс, так как местный бизнес сможет напрямую выйти на уровень партнерства с представителями Казахстана, как это было на последнем форуме. Бизнесменам гораздо проще вести диалог именно в таком формате, - пояснил Андрей Грозин. - Присутствие глав двух стран и руководства ведущих экономических министерств и ведомств - это дополнительный бонус, который активизирует разнообразные конкретные предложения, которые есть у предпринимателей».

«Казахстан рассматривает среди субъектов Российской Федерации Челябинскую область в качестве одного из основных партнеров. Мы рады торгово-экономическому и культурно-гуманитарному сотрудничеству с Челябинском», – отметил директор департамента международного сотрудничества министерства национальной экономики республики Казахстан Кайрат Торебаев.

Евразийская интеграция опирается на логистику

Одним из самых важных направлений развития на недавно закончившемся XIII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана была названа реализация транспортно-логистического потенциала евразийского пространства. Для обоих государств большая территория и географическое положение между Европой и Азией могут оказаться конкурентным преимуществом.

Для Южного Урала это особенно актуально. Протяженность общей границы с Казахстаном составляет почти 900 километров.

«Бесспорно, что логистика – это бизнес, это услуга. Для нас это точка роста, потенциал развития. Мы конкурируем за своего клиента и понимаем, что можем быть успешными в этом бизнесе только при условии, что делаем это на современном уровне, делаем это лучше всех и готовы подтверждать это реальными делами и проектами», - отметил Борис Дубровский.

Прежде всего таким проектом стал транспортно-логистический комплекс «Южноуральский». О его создании было объявлено на деловом совете ШОС в 2012 году. Планы региональных властей были сразу же поддержан лидерами России и Казахстана Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым благодаря этому воплощены в жизнь в кратчайшие сроки.

«В прошлом году на форуме ШОС был открыт мультимодальный транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» в Челябинской области. Сегодня он вышел уже на необходимый рабочий режим», - заявил министр транспорта России Максим Соколов. Он добавил, что ТЛК «является одним из наиболее перспективных для доставки грузов из центральной и северо-западной части Китая на территорию Российской Федерации и в три раза сокращает время доставки грузов, которые необходимо перераспределить по территории Урала».

Сейчас ТЛК «Южноуральский» - это полноценный сухопутный порт в начале нового железнодорожного коридора через территорию Казахстана из России в Китай. Проектная производительность первой очереди комплекса, которая уже работает, достигает 2,5 миллионов тонн грузов в год. Это 250 тысяч условных 20-футовых контейнеров.

«Новый транспортный коридор уже активно востребован. В связи с вводом ТЛК «Южноуральский» в эксплуатацию Казахстан также имеет свои дивиденды и преимущества в плане развития железнодорожной инфраструктуры, транспортного потенциала и приграничного сотрудничества», - подчеркнул глава Южного Урала.

Не позднее мая следующего года будет установлено и прямое авиасообщение между Челябинском и Астаной.

Путь в Китай

После успешного запуска ТЛК «Южноуральский» в Челябинской области приступили к реализации еще одного проекта. Высокоскоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург станет частью ВСМ Москва – Пекин. Предполагается, что ВСМ будет продолжена из столицы Южного Урала до Астаны и далее по территории Казахстана. Это послужит еще одним стимулом совместного развития двух стран. Проектом уже заинтересовались и в Китае.

«Это очень хорошая идея – стать частью транспортного пути Москва – Пекин. Мы очень серьезно относимся к вашему проекту, нам он интересен», – считает председатель совета директоров, президент корпорации «Китайские железные дороги» Ли Чанцинь.

В ходе Российско-Китайского форума малого и среднего бизнеса, прошедшего в Сочи, было достигнуто соглашение о создании совместной рабочей группы, в которую войдут специалисты южноуральского правительства и корпорации. Китайские партнеры готовы подключиться к геологическим исследованиям проекта, совершенствованию его инфраструктуры и частичному финансированию.

Таким образом, магистраль Челябинск-Екатеринбург может стать еще одним крупным проектом, в реализации которого примут участие китайские бизнесмены. Тесные деловые связи Челябинская область установила уже с несколькими провинциями Китая.

Особенно перспективное сотрудничество намечается в сфере АПК. В конце мая подписан меморандум о намерениях по созданию Российско-Китайской технико-экономической зоны развития высоких аграрных технологий. Россию в проекте представляет Челябинская область. В перспективе Китай может стать одним из основных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции предприятий российского региона. Для ее реализации планируется задействовать площадку ТЛК «Южноуральский». Там же будет создан агропарк.

А в 2018 году на Южном Урале пройдет очередной российско-китайский форум малого и среднего бизнеса. Готовность принять крупное мероприятие высказал губернатор Челябинской области, и председатель российской части Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и сотрудничества, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов его поддержал.

«Челябинская область думает, как минимум, на два шага вперед. Идея хорошая, это очень системное предложение. Комитет всегда в своих решениях опирается на инициативу регионов, - отметил Борис Титов. - Мы рассчитываем также на высокую активность Челябинской области на следующем форуме, который должен пройти в Шеньчжене».

2017, 2018… 2020!

Челябинская область активно развивает международное сотрудничество, в том числе и с новыми партнерами. До конца года презентация региона пройдет в посольстве Индии, плодотворной оказалась поездка делегации в Иран, товарооборот с которым может составить не менее миллиарда долларов в год. До конца 2020 года «Дни Челябинской области» пройдут во всех странах ШОС. Как показала практика, такой формат укрепляет взаимодействие и способствует возникновению неофициальных контактов, что важно и для политики, и для бизнеса, и для установления культурных и гуманитарных связей.

В процессе евразийской интеграции межрегиональные отношения приобретают все больший вес. Это доказала деятельность челябинского правительства по установлению прочных горизонтальных связей с регионами других стран. Для того, чтобы такое сотрудничество приобрело системный характер, губернатор Челябинской области выдвинул предложение создать клуб глав регионов стран ШОС. Министерство иностранных дел и большинство субъектов РФ поддержали эту идею.

«Клуб глав регионов стран ШОС – один из перспективных форматов, - заявил корреспонденту Infox.Ru директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. - Действительно, те, кто работают на местах лучше понимают перспективы сотрудничества и те точки, где можно было бы создать условия для взаимодействия представителей разных стран».

14-й форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана и Российско-китайский форум малого и среднего бизнеса, которые пройдут в Челябинске в ближайшие два года, станут не только поводом продемонстрировать достижения и перспективы региона, но и своеобразной репетицией двух масштабных мероприятий, которые столица Южного Урала будет принимать в 2020 году. Форумы БРИКС и ШОС, как надеются в регионе, станут значимым стимулом для развития города.

Президент России Владимир Путин и глава Южного Урала Борис Дубровский уже обсудили подготовку к мероприятиям. Центр Челябинска в ходе работы совершенно преобразится. Будет реконструирован местный аэропорт, построены конгресс-холл для проведения крупных мероприятий и множество гостиниц.

«Конечно, это уникальная возможность для города и всего региона в том, чтобы проявить усилие по наведению порядка там, где есть недоработки, - отметил Николай Калмыков. - Но еще большие возможности форумы дают для привлечения новых партнеров со всего мира. Это как большая презентация всего города и его возможностей. Партнеры и инвесторы должны увидеть интересное для себя в регионе и захотеть приехать уже после мероприятий. И властям региона стоит взять за главный показатель качества подготовки не только само проведение мероприятия, но и количество партнеров, которые после этого снова вернутся в регион для реализации совместных проектов».

Для южноуральских управленцев проведение форумов ШОС и БРИКС – не только стимул, но и вызов. Опыта проведения столь крупных мероприятий у админстрации пока нет, зато есть желание, решимость и умение работать на результат.

«Челябинская область планирует принять активное участие в выставке «ЭКСПО-2017», в региональной части саммита ШОС в Астане в 2017 году для изучения опыта организации мероприятий такого уровня. Это особенно важно для нас в преддверии саммита ШОС и БРИКС 2020 года», - отметил Борис Дубровский.

В самом центре евразийской интеграции

Желание создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом выразили более 40 государств и международных организаций. Таким образом, он может стать основой для реализации более масштабного интеграционного проекта, условно названного «Большая Евразия».

«Предлагаем подумать о создании большого Евразийского партнёрства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран. И конечно, имею в виду наших партнёров по СНГ, других заинтересованных государств и объединений», - заявил на последнем Петербургском экономическом форуме президент России Владимир Путин.

Челябинская область с е промышленным и сельскохозяйственным потенциалом может сыграть в этом «большом союзе» важнейшую роль. Южный Урал оказался на пике евразийской интеграции. И связи со странами, готовыми к взаимовыгодному сотрудничеству, будут только укрепляться.

Гости Слета оленеводов в Тазовском полетают на воздушном шаре
Реклама