Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:10
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Почему Госдума не может забыть о забытых вкладах?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В Госдуме заинтересовались проблемой невостребованных банковских вкладов.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил журналистам, что в парламент поступили предложения о передаче забытых вкладов, которые исчисляются миллиардами рублей, в бюджет страны. Эти предложения предметно будут рассматриваться в начале следующего года.

Позже тот же Аксаков пояснил, что скорее всего, инициатива будет отклонена Госдумой, так как есть обоснованные сомнения в ее конституционности. Так к чему тогда вообще были все эти разговоры?

Когда вклады спят

Проблема забытых вкладов наиболее остро стоит в старых банках. В случае, если сумма приличная, поиск наследников может окупиться. Однако если вклад небольшой, то проще оставить деньги там, где они есть, чем пытаться найти владельца. А обслуживание вкладов стоит денег.

«Сто рублей, по Конституции, отобрать у человека нельзя без суда и следствия, а следствие провести на миллионы-миллионы-миллионы этих спящих вкладов совершенно невозможно. Лежит этот вклад, большого вреда банку от этого вклада нет теперь. Когда надо было хранить информацию в шкафах и бумажках, тогда это была очень болезненная проблема. А теперь, когда компьютеры держат практически бесконечный объем информации, это, конечно, не очень удобно, но тем не менее не подрывает никак устойчивость банка», - пояснил финансовый омбудсмен Павел Михайлов.

В Швейцарии деньги считаются бесхозными, если за ними не обращались более 60 лет. В Великобритании возможно изъятие, если вклад или счет «проспали» более 15 лет, соответствующий закон приняли в 2012 году, а деньги идут на благотворительность.

Самый короткий период законодательно закреплен в США, там банки перечисляют в Казначейство средства со счетов, с владельцами которых не было связи более года. Зато, если вкладчик нашелся, он может подать заявление и получить свои деньги обратно.

В России механизма обращения с невостребованными средствами нет, однако проблема эта не острая, а изъятие средств противоречит Конституции, пояснил Павел Михайлов.

По спирали

Проблема оттока капитала из России остается крайне острой. По данным Центробанка, чистый отток капитала из России в России в январе – октябре 2018 года составил по предварительным оценкам $42,2 млрд, увеличившись в три раза по сравнению с $14 млрд в аналогичном прошлогоднем периоде, рассказал корреспонденту Infox.Ru кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В.Плеханова Антон Романюк.

«Можно предположить, что часть оттока капитала из страны стимулируется такими вот законами по "спящим вкладам". Держатели вкладов переживают, что их лишат денег. Деньги выводятся из России. В результате правительство видит, что происходит отток денег, который нужно восполнять и начинает искать новые способы по восполнению. Спираль раскручивается снова и снова», - отметил Антон Романюк.

Возможно, именно поэтому депутаты вспомнили о забытых вкладчиками деньгах, ведь хотя суммы на большинстве счетов мизерные, в совокупности «ничейные» средства могут составлять по разным оценкам от 160 миллиардов до 1,4 триллионов рублей. Но есть и другая сторона медали.

«Предложенное нововведение должно касаться только открытых до востребования счетов, операции по которым не совершались более 10 лет. Если закон примут, то невостребованные вклады переходят государству. В случае, если закон не будет принят, банки продолжат использовать дешевые деньги. Процентная ставка вкладов до востребования колеблется от 0,1 до 1% годовых», - отметил Антон Романюк.

Частная собственность неприкосновенна

По словам Анатолия Аксакова, к проблеме забытых вкладов в России подступались не раз. Однако каждый раз на пути законодателей и банкиров, желающих избавиться от балласта, встает Конституция. Право частной собственности и, в том числе, частного капитала закреплено в статье 35. И изъять средства с банковских счетов возможно только в случае нарушения чьих-то прав или совершения преступления и только по решению суда.

«С юридической точки зрения договор банковского вклада - это один из видов гражданско-правовых договоров, который подлежит автоматической пролонгации, если такой порядок продления предусмотрен самим договором или правилами банка. Чаще всего так и бывает. Сами же банки заинтересованы в автоматическом продлении договоров банковского вклада, поскольку тогда они будут вправе взимать комиссию за банковское обслуживание.

Поэтому оснований для закрытия данных вкладов при отсутствии заявления вкладчика о продлении вклада или заявления о закрытии вклада, кроме тех, которые предусмотрены самим договором, быть не может. Такое регулирование предоставляет как самому вкладчику, так и его наследникам гарантии того, что денежные средства на вкладе будут находиться в сохранности, пока существует сам банк», - пояснил корреспонденту Infox.Ru управляющий партнер юридической компании «Частное право» Виктор Рассохин.

Имеют ли право на сон акционеры?

Помимо банковских вкладов, депутатов заинтересовали и акционеры. Как упомянул Анатолий Аксаков, рассматривается вопрос и об изъятии средств номинальных держателей ценных бумаг и тех участников акционерных обществ, которые себя никак не проявляют, соответственно, не получают дивиденды. Однако участие в управлении – право, а не обязанность акционера.

«Не совсем понятны основания для изъятия средств в пользу государства при том, что государство может и не выступать акционером, тогда как право на дивиденды возникают именно у владельцев определенной категории акций. Более разумным было бы обсуждать возможность обособленного учета средств и, например, их инвестирование через профессиональных управляющих, с установлением достаточно консервативных объектов для их инвестирования, однако повторюсь, текущих инструментов достаточно, например передача средств в депозит нотариусу», - заявил корреспонденту Infox.Ru директор инвестиционного Департамента «УК “Уралсиб» Иван Фоменко.

По закону акции представляют собой ценные бумаги, которые закрепляют права владельца на получение части прибыли, участие в управлении или часть имущества, которое остается после ликвидации компании.

«Как акции (и другие ценные бумаги), так и вклады в банках могут быть переданы государству только в случае, признания их выморочным имуществом, т.е. имуществом после смерти собственника, если у него нет наследников. Однако и сейчас уже есть нормы, которые регулируют порядок признания такого имущества выморочным», - отметил управляющий партнер юридической компании «Частное право» Виктор Рассохин.

Он добавил, что в текущем законодательстве порядок признания имущества выморочным урегулирован не слишком подробно и основной вопрос возникает относительно сроков признания таким имуществом выморочным.

«Данный вопрос как раз может быть решен путем внесения в закон соответствующих изменений. Однако случаи, когда при живом вкладчике или владельце ценных бумаг или при живых его наследниках данные активы будут отчуждаться в пользу государства должны быть полностью исключены», - заключил эксперт.

Реклама