Москва
26 декабря ‘25
Пятница

В российские школы разослали правила разрешения конфликтов с учениками

школа / класс

Министерство просвещения разработало и утвердило порядок из пяти этапов, который должен использоваться руководством образовательных учреждений в случае конфликтной ситуации.

Оригинал документа имеется у РБК. Инструкция уже была разослана по всем регионам. В соответствии с текстом каждому этапу разрешения конфликта отведено от одного до трех дней. На первом этапе информация о возникшей ситуации передается руководителю учебного заведения, определяются факты, назначаются ответственные лица, и при необходимости подключаются представители правоохранительных органов.

На втором этапе проводится детальное изучение ситуации, участники конфликта проходят опрос (при необходимости с привлечением психологов), и устанавливаются ответственные за возникновение проблемы. В случае, если на данном этапе не удается решить вопрос, директору школы или колледжа рекомендуется обратиться в комиссию, занимающуюся урегулированием споров между сторонами образовательных процессов (такая комиссия должна существовать в каждом учебном заведении).

На следующем этапе к работе подключается указанная комиссия, которая рассматривает все представленные факты и выносит официальное решение. Четвертый этап включает контроль со стороны руководства учебного заведения или назначенных ответственных за реализацию данного решения. Если участники конфликта желают обжаловать вынесенное решение, они могут обратиться в региональную комиссию, занимающуюся защитой чести и достоинства педагогов, а также в более высокие образовательные органы, в следственный комитет или суд.

В инструкции Минпросвещения содержатся и другие рекомендации. В частности, образовательным учреждениям предлагается активно заниматься правовым просвещением как учеников, так и преподавателей. Конфликты рекомендуется решать с помощью медиации, а всех участников обеспечивать психологической поддержкой. Руководству школ настоятельно советуется уделять внимание конфликтам интересов и защищать репутацию учителей. В документе подчеркивается необходимость «пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления недобросовестности, подлости и лицемерия в коллективе». Рекомендуется проводить профилактические меры для предотвращения конфликтов, а также своевременно выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Для этого необходимо вести индивидуальную профилактическую работу с учащимися, их родителями и законными представителями, как указано в инструкции.

Инструкция, касающаяся действий работников образования в конфликтных ситуациях, была принята в декабре на заседании Совета по защите профессиональной чести и достоинства педагогов, в котором принял участие министр Сергей Кравцов. Ее разработка была вызвана увеличившимся количеством нападений на учителей в российских школах. В 2025 году было зафиксировано несколько подобных случаев.

Согласно новым нормам, важным аспектом стала профилактика агрессии в образовательных учреждениях. Рекомендуется проводить тренинги и семинары, направленные на формирование у школьников навыков ненасильственного разрешения конфликтов и эмпатии. Также предусмотрено, что специалисты должны проводить регулярные обследования атмосферы в классах и выявлять потенциальные источники напряженности.

Полная версия